Консультации строителя онлайн.


Финская сауна

Финская сауна

Глава из книги А. Дачника "Баня. Очерки этнографии и медицины".

Избражение на заставке: Густав Ретциус. Внутри большой финской бани. Гравюра по дереву. Стокгольм. 1881 г.

В Финляндии сауна известна как минимум последние две тысячи лет. Этимология термина «сауна» восходит к понятию «теплая яма» или «лисья нора» – древняя оригинальная форма термина «savna». Древние финские сауны представляли собой землянки, вырытые в склонах (см. илл. слева), возможно, как продолжение древнего (полу)пещерного образа жизни. Исторически первые финские сауны представляли собой либо землянки в склонах холмов, либо земляные хатки-хижины («kota») из гнутых стволов деревьев, переплетенных прутьями, укрытых берестой и слоями дерна – древняя форма жилища саамов, известная в Финляндии, Швеции и Норвегии. Огонь разводился в яме посредине сауны. К яме прокапывался ход для притока воздуха. (Такая же технология известна у индейцев Сиу Северной Америки – она позволяет получать малодымное горение за счет высокой скорости притока воздуха и более полного сгорания дров). Другой вариант – сооружение по центру сауны традиционной для Финляндии куполовидной каменки. Современные популярные финские гриль-домики гриль-кота также ведут свое происхождение от древней финской сауны-землянки.

финская сауна землянка кота
Норвежская саамская (лапландская) гаммэ (gamme) в Норвежском народном музее в Осло. Аналогичную конструкцию имеет и традиционная финская кота (kota). 2012 г. Фотография автора. Фотография лапландской каменки: Matti Paavola

Со временем технологии строительства жилья совершенствовались, и финские сауны стали вырастать над землей полуземлянками – полусрубами, и, наконец, срубами (клетями), лежащими прямо на земле или покоящимися на больших камнях.
Сауны были многофункциональными сооружениями. Финские сауны использовались как зимнее жилище или как времянка при строительстве дома в более поздние времена. В сауне давали временное пристанище для бездомных. Финские сауны служили прачечными, кухнями, коптильнями, сушилками для рыбы и мяса, пивоварнями, местом для забоя овец, телят и свиней, разделки мяса и приготовления колбасок, сушки солода, проращивания семенного картофеля. На чердаке финской сауны, сушили бобовые и табак – самосад. В финской сауне рождались дети, и мать жила с новорожденным несколько недель в сауне. В сауне мылась невеста перед свадьбой, и шли вместе мыться новобрачные. В финскую сауну переносились из дома умирающие старики, и там же  обмывались покойники перед похоронами.
Прекрасную  иллюстрацию роли сауны-жилья в жизни финнов наедине с природой представил в своем романе «Семеро братьев» (1870 г.) финский писатель Алексис Киви (1834 – 1872). Юколаские братья жили, мылись и парились, молотили зерно и согревали своего верного коня Валко в избе – сауне. Практика постройки и использования  изб – саун в Финляндии продержалась до начала XIX века. Известно, что в конце XVIII века отдельные от изб сауны были еще очень редки в финских поселениях и хуторах. Печь в таких саунах-избах служила и для нагрева помещения, и для приготовления пищи и для генерации пара при использовании избы в качестве сауны. Парились на приподнятых к потолку полатях, на которых и спали [Kallioniemi J., 2014]. 

полати в курной избе сауне
Полати, приподнятые к потолку (примерно 60 см до потолка) в русской курной (на потолке видны следы копоти) избе XIX века. Музей деревянного зодчества «Витославицы». 2013 г. Фотография автора.

Со временем финны стали строить отдельные от изб сауны, но продолжали совмещать в ней все остальные функции, за исключением проживания (хотя в саунах давали приют бродягам и путникам).  Первоначально отдельные сауны представляли все те же полуземлянки, земляные домики – коты или невысокие срубы. К началу XX века типичная финская сауна представляла собой достаточно большой сруб, воздвигнутый на камнях. Это была, как правило, была курная сауна. Старинные финские сауны топились по-черному – без дымоходов (savusauna). Поэтому в Карелии из-за прокопченных стен их традиционно называют «черными комнатами». Хотя финны во время страды могли мыться каждый день, после христианизации страны Суоми главным банным днем стала суббота, когда все сауны курились дымом через все щели и отверстие в потолке, именуемое «озерцо». После долгой протопки (от 3 до 6 часов) камни в каменке раскалялись «докрасна» и сохраняли жар на несколько часов даже после полу- или часового проветривания сауны от дыма. Перед тем, как пойти париться в сауну, на камни плескали воду для того, чтобы пар удалил остатки дыма и угарного газа, который неплохо растворяется в воде.

старинная финская сауна по-черному
Старинная финская сауна на музейном острове Сеурасаари, Хельсинки. 2012 г. Фотография автора.

Сладковатый аромат дыма в курной сауне глубоко проникал в древесину, создавая особую атмосферу во время парения.
У финнов с древних времен также была известна практика использования в сауне березового веника (vihta «банный веничек» или vasta «банная метелка») с предварительным замачиванием в воде. В современной финской сауне из-за большей гигиеничности березовый веник был заменен на использование полотенец, щеток или мочалок для стимуляции кровообращения в капиллярах кожи.Финский бизнесмен и писатель Джон Виртанен (1916 – 2008), популяризатор финской сауны и финской культуры в США, наладивший за океаном производство саунных финских печей – каменок, так описывал обычный ритуал в общественной сауне первый половины ХХ века в Финляндии:
«Финские крестьяне, уставшие за неделю от тяжелой работы, пропустив по паре кружечек домашнего пива, отправлялись всей компанией в сауну. Там они расслаблялись, наслаждаясь приятным обществом, свежими шутками и разговорами с приятелями и соседями. Снаружи, пока они сохли и охлаждали свою поджаренную плоть, крестьяне выпивали еще пива, продолжая свое приятное общение. Когда их субботний саунный ритуал подходил к концу, они готовы были отправиться по домам счастливые и отдохнувшие, восстановившие свои силы благодаря волшебному теплу сауны. Они наслаждались сауной в течение пары часов, и теперь поют песни и воркуют со своими женами, которые дожидаются своей очереди попариться. Им придется успеть выйти из сауны до полуночи. Так пройдет еще одна неделя их жизни» [Цит. по: Kallioniemi J., 2014. Перевод – авт.].

Температура в общественных финских саунах XIX века составляла 70 – 75°C [Urquhart D., 1865]. Залогом здоровья при использовании сауны финны считали обязательный получасовой отдых или сон в постели после посещения парной.

финская сауна по-черному
Внутри общественной финской сауны в Суониеми. Фотография Eino Nikkilä из коллекции Национального совета по древностям Финляндии. 1929 г.
Вопреки бытующему в России мнению, в Финляндии также парятся в бане с помощью березовых веников. Фотография 1910 года из фото архива Музея Центральной Финляндии. В современной финской сауне веник уступил место щетке или мочалке для массажа.

Курные сауны нежно любимы финнами до сих пор. Сауны по-черному используются как частными владельцами, так и в коммерческих целях для туристов и любителей народной старины. Даже после христианизации финны никогда не расставались с языческой перворелигией, в которой сауна играла важную роль, служа местом языческой молитвы. Огонь и каменка в сауне служили алтарем. Пар, поднимающийся от камней, в Финляндии называют «löyly» (лоу-лу). Это священный пар, который является духом огня, духом жизни или духом предков,  который способен изгонять болезни. Löyly чаще имеет женский пол: финны иногда именуют парок «бабушкой» или сравнивают с женой или матерью. Финны до сих пор трепетно относятся к традиционным баням по-черному. Финны говорят, что первый пар в бане по-черному "кружит как страстная любовница", второй пар "ласкает как нежная жена", а в третьем пару "вы сидите, как в детстве на коленях доброй матери".Ритуал посещения сауны имел сакральный смысл возвращения в утробу Матери Земли и повторного возрождения в обновлении.
Кстати, финны до сих пор верят, что духи мертвых возвращаются в сауну в День Всех Святых (1 ноября – древний языческий день почитания мертвых и 2 ноября – день всех душ), так как это самое приятное место на земле. 

Если в наиболее древних вариантах курных саун дым заполнял собой все помещение сауны, выходя через щели и отверстие - «озерцо» в крыше, то в конце XIX века появилась более современная разновидность сауны по-черному: вентилируемая сауна. В такой сауне люди пристраивали к старой каменке дымоход, устраивая над каменкой кожух для сбора дыма, либо устанавливая деревянные вентиляционные трубы на крыше. Подсос воздуха для вентиляции сауны осуществлялся через специальное отверстие внизу сруба или через приоткрытую дверь. Дым все равно попадал в помещение сауны, и в такой сауне парились только после прекращения протопки и проветривания помещения. Вентилируемые сауны по-черному пользовались большой популярностью, так как открытый огонь печи хорошо прогревал большие помещения, аромат дыма создавал уникальную саунную атмосферу, а вентиляция делала воздух в сауне более чистым и свежим по сравнению с обычной курной сауной. Также в вентилируемой сауне было гораздо чище, так как гораздо меньше сажи оседало внутри сауны. Полки в курных саунах охлаждали, поливая водой, и укрывали матами из шерсти или соломы и выстилали полотном, чтобы защитить парильщиков от сажи и жара нагретого дерева.

финская сауна
Ольга Каллио Тойни. Курная сауна приходского священника в Руовеси. Рисунок. Период 1875 – 1891 гг. Коллекция Национального совета по древностям Финляндии.

Вплоть до XX-го века сауна была своего рода центральной святыни на любом финском хуторе - место для рождения, смерти (иногда и похорон) и повседневной магии.В народном сознании финнов сауна является столь же священным местом, как и церковь. В сауне точно также как и в церкви нельзя ссориться, громко говорить (или вообще разговаривать). Считается, что нарушение этих правил приведет к несчастиям в доме. В начале XX века фермерские сауны представляли собой довольно большие сооружения с массивными печами, так как в такой сауне мылась не только семья главы хозяйства, но и все работники на ферме. Вентилируемые сауны позволили появиться саунам в городах, так как классические курные сауны строились только на удалении от жилых построек из противопожарных соображений. В каменных городских постройках сауны обшивались деревом, чтобы предупредить конденсацию пара на холодных каменных поверхностях, падение холодных капель на парильщиков и разрушение штукатурки. Джон Виртанен оставил нам описание растопки печи в вентилируемой сауне начала XX века: «Когда приходил черед моей мамы топить сауну, она наполняла огромный зев каменки березовой корой, поджигала ее, и дым наполнял помещение. Кора потрескивала и пощелкивала во время горения. Мама подкладывала дрова в печь до тех пор, по камни не становились цвета красного бургунди. Язычки пламени подсвечивали ее лицо в темноте, когда он наклонялась поворошить угли, и лицо ее озаряла улыбка предвкушения удовольствия от вечерней сауны. Когда, далеко после полудня дрова, наконец, прогорали, угли в каменке дышали необыкновенным жаром. Свежий воздух поступал через приоткрытую дверь и выносил дым и гарь через вентиляционную трубу у конька. Свежие березовые веники с мягкими сочными листьями дожидались своей очереди в бадье на полу. Мама плескала большой черпак воды на раскаленные сияющие камни и удовлетворенно вздыхала, слушая, как шипит вода на камнях, наполняя сауну практически невидимым горячим паром, уносившим с собой через вентиляцию остатки копоти и гари прочь из сауны. После этого сауна проветривалась еще почти час, и только после этого была готова принять нашу семью и соседей, которые желали составить нам компанию» [Цит. по: Kallioniemi J., 2014. Перевод – авт.]. Финны ценили и ценят курную сауну за прекрасный сладкий аромат. Не во всех вентилируемых саунах удавалось его сохранить, но те сауны, где это получалось, ценились очень высоко. Большим искусством было правильно разогреть каменку. Для самой каменки использовались булыжники, кварцит и горшечный (мыльный) камень. В правильной сауне камни располагались на уровне ниже ног людей, сидящих на полках, чтобы пар от камней охватывал все тело парильщиков. Топят финскую сауну исключительно сухими березовыми или ольховыми дровами, пролежавшими под навесом на открытом воздухе не менее года. Обычно камни разогреваются до температур 500 – 800°C, что соответствует темно-красному свечению камней (цвет бургунди). При недостаточном нагреве каменки вода пузыриться на поверхности камней, а при правильном – взлетает вверх мощным, почти невидимым потоком перегретого пара. При растопке сауны периодически плещут воду на камни, проверяя, как образуется пар, и каков его «вкус». При недостаточной температуре вода лениво шипит на камнях, а пар образует в воздухе туман и имеет неприятный привкус. Дышать в таком паре тяжело. При правильной температуре каменки вода, испаряясь, «ревет как лев». Переход в XX веке к саунам по-белому с каменками, снабженными дымоходами, осуществлялся, в основном, по требованию страховых компаний. Печи-каменки для финской сауны проделали долгий эволюционный путь от примитивной каменки, до технологичной печи, дольше сохраняющей тепло камней. Раньше финская сауна чаще всего состояла из одного помещения – собственно сауны. Размер ее зависел от численности семьи и наличия работников в доме. В XX веке к сауне стали добавлять функциональные помещения: раздевалку, мытьевую, душевую, прачечную, комнату отдыха.

финская сауна
Финская сауна по-черному. Фото: Timo Newton-Syms. В русской и финской литературе укоренилось представление о том, что конструктивно русская и финская сельские бани отличаются наличием предбанника. Действительно, традиционные финские сауны по-черному чаще всего имеют выход прямо на улицу: делалось это дял того, чтобы лучше проветривать курную сауну от дыма. Однако с появлением вентилируемых финских саун и финских саун с отоплнием по белому или электрическими каменками, в саунах появились и предбанники.

Современный диапазон температур в финской сауне составляет от 70 – 78°C до 100°C  [Chappell Ch., 2009]. Весь банный ритуал обычно занимает около часа или чуть более. Основное правило финской сауны – расслабляться, отдыхать и никуда не спешить. Вначале в финской сауне потеют, затем плещут воду для образования пара и парятся с вениками, моются, ополаскиваются и остывают, после чего отдыхают.
В современной финской сауне из-за большей гигиеничности березовый веник  был заменен на использование полотенец, щеток или мочалок для стимуляции кровообращения в капиллярах кожи. В немецкой сауне преимущественно используется полотенце для нагнетания горячего воздуха в парной к телу.

Современные сауны могут отапливаться электрическими каменками (в Финляндии нет проблем с обеспечением населения электроэнергией, возможно, из-за отсутствия «естественного» монополизма в электроэнергетике страны). Однако любители аутентичной финской сауны считают, что электрической каменке в сауне не место из-за сильного электромагнитного поля, которое она создает при работе.

каменка финской сауны
Современная дровяная (слева) и электрокаменка Harvia. Фотография автора. 2013 г.

Традиционно в сауне лечились болезни с помощью массажа, парения вениками и кровопускания. В основном целительством в саунах занимались женщины, которые зачастую были и хранительницами сауны. Кровопускание в Финляндии делали, начиная с XVI века, после появления рекомендаций крестьянам в  календаре-приложении к Требнику М. Агриколы (1544 г.)  делать кровопускание каждый год накануне сева. Позднее кровопускание («kuppaus») применялось как универсальное лечебное средство при различных заболеваниях, либо в профилактических целях несколько раз в год, или каждый месяц на новую луну. Перед постановкой банок и кровопусканием, пациент обязательно парился в сауне, чтобы улучшить кровоснабжение кожи.  Затем ставились банки-рожки. Когда кожа под ними отекала, производились мелкие надрезы кожи, и банки вновь ставили на это же место, чтобы усилить кровотечение.

кровопускание в финской сауне
Сеанс кровопускания в финской сауне начала XX века. Фотография: Национальный совет Финляндии по древностям.

Традиция саун служит важным фактором, сплачивающим финские семьи. Финны моются вместе всей семьей до тех пор, пока дети не достигают подросткового возраста.  Сауна для финнов – это обычный еженедельный субботний ритуал, но особое значение они придают сауне на Рождество и в день Ивана Купалы (Йоханнус). Финская сауна также является традицонным компонентом философии лютеранского скандинавского всеобщего равенства, демонстрируя, что чье-то превосходство может быть уместно исключительно в рамках производственных отношений, но никак не в частной жизни. Поэтому в одной сауне запросто можно увидеть топ-менеджера крупной международной корпорации и представителя младшего технического персонала этой же компании, как, например в сауне в штаб-квартире компании Nokia в городе Эспоо.

Еще больше материалов о финской сауне в книге А. Дачника "Баня. Очерки этнографии и медицины".