Взрывной рост современных технологий за последнее десятилетие коренным образом изменил жизнь, как родителей, так и детей. Никто уже не мыслит ни дня своей жизни без того или иного гаджета, обеспечивающего практически все потребности в информации, телекоммуникациях, развлечениях. Современные родители приучают детей к пользованию мобильным телефоном планшетом и ноутбуком чуть ли не раньше, чем дети учатся читать и писать. Собственно читать и писать, теперь дети также учатся на гаджетах – благо для этого существует масса действительно полезных программ и приложений. Современная жизнь уже немыслима без тесной интеграции мобильных технологий в повседневную жизнь: «Дорогая, стиралка отэсэмесила мне, что джинсы постираны – повесь их сушиться!» или «Милый, стукни нашему Зайчику в Контакте, что уже поздно и пора спать». Да, да все это уже обыденная реальность нашего времени, пронизанного технологиями.
Однако когда дело касается наших детей, существуют не только плюсы, но и минусы, в тесной интеграции современной жизни и хай-тека.
Онлайн-образование. Интернет позволяет моментально получать доступ к любой информации на любом языке в любой точке мира – разве это не чудесно? Дети читают Википедию, смотрят образовательные ролики на Ютьюбе, общаются с преподавателями и друзьями в мессенджерах Телеграм, Воцап или Вайбер. Онлайн-обучение является идеальным решением для детей, которым удобны компьютерные технологии и виртуальные среды. Это позволяет экономить время, транспортные расходы, и может быть дешевле, чем обучение вне виртуальной среды. Детям легко войти в систему на компьютере дома и получать знания, а не ехать к репетитору. Родители чувствуют себя комфортно, зная, что их ребенок дома в безопасности, а не в общественном транспорте вместе с агрессивными болельщиками или алкоголиками. Однако онлайн обучение не всегда эффективно в случаях, когда выражение лица и язык и движения тела необходимы для лучшего объяснения или сами по себе являются предметом обучения.
Неограниченный доступ к информации. В настоящее время у детей есть Интернет, как в школах, так и дома, что обеспечивает неограниченный доступ к любой информации. Это помогает им так быстро учиться, как никогда раньше. Поиск информации намного проще с доступом в Интернет и другими сетевыми ресурсами. Однако Интернет может нанести и серьезный вред детям. Родители не в состоянии постоянно контролировать к какой информации получил доступ ребенок. Даже помимо своего желания дети могут наткнуться на сайты, которые совершенно неуместны для них. Дети могут даже получить психическую травму, просматривая материалы, запрещенные Роскомнадзором или с рейтингом 18+.
Социальные навыки. Сегодняшние дети проводят большую часть своего времени, общаясь с родителями и друзьями текстовыми сообщениями через приложения в мобильниках, а не лично, или хотя бы голосом по телефону. Эти технологии вытеснили многие важные для гармоничного развития ребенка виды деятельности, такие как общение лицом к лицу и семейные вечера. Родители также работают удаленно – проводя ненормированное время за монитором, а не общаясь с детьми и супругами. Такова новая реальность, безжалостно обрисованная в популярном сериале «Черное зеркало»: интенсивное виртуальное общение оборачивается реальным одиночеством, даже в пределах одной семьи.
Творчество. Избыток информации может не только быть полезным для саморазвития, но и служить парализующим фактором, когда дети начинают думать, что абсолютно все (даже заданное на дом сочинение) можно найти и скачать в Сети. Ребенку проще быстро найти необходимую информацию в Интернете, чтобы выполнить задание или завершить свой проект, чем создать что-то самому. Дети находят требуемое задание или решение и просто копируют его, внося в него минимальные правки. Кроме того, вместо развития реальных прикладных навыков, многие дети проводят большую часть своего времени онлайн смотря фильмы, сидя в соцсетях или играя в онлайн игры. В результате, хотя они и получают новую информацию, тренируют отдельные навыки, но могут терять интерес к целенаправленной академической учебе, которая приносит им меньше удовольствия, чем онлайн развлечения. В результате они все реже тренируют свою креативность, используют ум, пробуют создавать что-то новое самостоятельною. Вполне закономерно, что их академические результаты в реальном мире будут постепенно снижаться.
Физическое и психическое здоровье. Движение и физические упражнения очень важны для развития не только сильных мышц и крепкого скелета, но и для интеллекта и психического благополучия. В настоящее время дети предпочитают большую часть времени проводить за экранами. Сидячий образ жизни современных детей становится новой нормой, приводящей к развитию многих заболеваний, таких как ожирение, диабет и депрессии. Дети, которые тратят слишком много времени на работу на компьютерах, планшетах или мобильном телефоне, рискуют иметь проблемы со зрением, в том числе за счет повреждения сетчатки синим спектром светодиодной подсветки экранов.