Консультации строителя онлайн.


Деревенские русские бани в овинах и шишах

Деревенские русские бани в овинах и шишах

Глава из книги А. Дачника "Баня. Очерки этнографии и медицины".

Избражение на заставке: Реставрированный русский овин-рига из Архангельской губернии в деревне Верхние Мандроги. Фотография автора, 2015 г.

Вопреки бытующим представлениям о широком распространении бань на Руси, бани имелись далеко не у всех крестьян, не во все периоды русской истории, не во всех регионах и не только в привычном для нас «хрестоматийном» банно-срубном виде. Например в Москве, Московской губернии и прилегающих губернях из-за экономии мылись в русских печах.
Также в деревнях использовались для мытья, парения и вознесения языческих молитв овины (Лебедева Н.И., 1929). Кроме овинов крестьяне использовали и их упрощенную модификацию – шиши. Эти постройки использовались для просушки снопов и плодов, которые раскладывали на плетеных щитах. На XIX век в России было известно три типа крестьянских овинов – ямные, где каменка находилась в яме под овином, с наземной печью под приподнятым овином и «риги» – снопосушильни с боковым расположением печи. Овины топили с вечера, чтобы светлое время дня употребить на молотьбу. Каменки в ямах под овином, по сути, являлись готовыми банями-землянками. Крестьянам оставалось лишь закрыть продух из ямы в овин и плеснуть воды на камни, чтобы попариться в «овинной бане».

баня в овинах и шишах
Русские ямные овины из Тамбовской губернии: слева костровой овин, по центру – с каменкой. Справа - план и продольный разрез «шиша» с лазней в Московской губернии [Громов Г.Г.,1985].

Овины имели крестьяне с большими крепкими хозяйствами. Большинство же небогатых земледельцев использовали для сушки небольшого количества снопов «шиши» – яму с костром или каменкой, над которой возводили из жердей камеру для просушки снопов. Верхняя камера отделялась от нижней огневой камеры сводчатой кладкой, закрепленной глиной со щелями для прохода дыма и горячего воздуха. Шиши также использовались для устройства бань. Более того, иногда жерди обкладывали дерном или торфом, для превращения шиша в более основательную баню или в сезонное жилище. Яму у шиша и овина, где находилась каменка или костровище называли «лазня» или «влазня». Дух, живущий за очагом, на Руси назывался «шиш» или «шишига». В овинах обитал их дух-хозяин – «овинник», «подовинник» или «овинный батюшка».

К оглавлению книги А. Дачника "Баня. Очерки этнографии и медицины".