Консультации строителя онлайн.


Ритуал изгнания бесов в русской бане

Ритуал изгнания бесов в русской бане

Глава из книги А. Дачника "Баня. Очерки этнографии и медицины".

Избражение на заставке: Изгнание бесов в печи алхимической лаборатории. Гравюра. Англия, XVII век.

Иисус Христос неоднократно являл чудеса изгнания бесов из «одержимых». В житии св. Николая Мирликийского из 23-х описываемых чудес – 14 чудеса изгнания «беса» из одержимых.

Одержимые «бесом» («недобриком», «нечистиком») отличались буйством, неудержимостью, нечеловеческой силой, ведением речей от лица нескольких несвязанных друг с другом персон (иногда до нескольких десятков), умением «открывать неведомое», способностью предсказывать будущее и боязнью христианских святынь. На Руси ритуал «изгнания бесов» из «одержимых», «обуреваемых», «кликуш» и «помешанных» зачастую проводили вместо священников знахари. Это было связано с тем, что официальные государственные и церковные власти на Руси всегда с опаской относились к «кликушам», «юродивым» и другим «божьим людям», способным сообщать народу то, что «тому знать не следует», и предсказывать будущее, в том числе и для самих помазанников Божьих.
В XVIII веке на фоне постоянных страхов Петра I перед заговорами против него, был издан ряд указов (1715, 1716, 1722 гг.), обязывающих священников доносить властям о всех «кликушах». Императрицы Анна Иоанновна и Екатерина II своими указами (1737, 1766, 1780 гг.) запретили читать над «кликушами и им подобными… чародеями»  молебны и Евангелие, чтобы не дискредитировать православную веру в случае неудач при «изгнании бесов» [Мельникова Е., 2006, С.239]. Находясь в опасении наказания (например, по указу 1737 года «О пресечении суеверий» года архиереев за недонесение о кликушах  лишали сана), православные священники, в большинстве своем старались избегать возможных проблем с «бесноватыми».Да и вычитки для изгнания бесов священники могут проводить только по благословлению правящего архиерея (правило 26 Лаодокийского собора). В 1614 г. Папа Павел V в новом издании Требника (Rituale Romanum) предостерег католических священников от осуществления ритуала «изгнания бесов».
А указ Российского Сената от 14 марта 1770 предписывал «наказывать кликуш плетьми, яко обманщиц». Поэтому прихожанам приходилось искать «народные» способы решения проблем со своими «одержимыми» членами семей.

Исцеление двух бесноватых в стране Гергесинской
Исцеление двух бесноватых в стране Гергесинской. Фрагмент фрески нефа. Косово. Монастырь Высокие Дечаны. XIV век.

Поскольку не всем хотелось держать своих близких в овине на цепи голодными, и регулярно бить их по голове, чтобы выпустить из неё «дурную кровь» (принятая в русской деревне практика обращения с психически больными людьми  (Попов Г., 1903)), люди обращались за помощью к знахарям и ведунам.  Одним из мест для проведения ритуала «изгнания беса», «кликоты», «икоты» и, наравне с ними – «порчи», была естественно, баня. Считалось, что жар и пар бани способен «напугать» и «выгнать» из тела человека «нечистый дух», служивший, по мнению крестьян, причиной психического расстройства. До проведения ритуала изгнания «бесов» одержимого держали на посте: кормили только церковными просфорами и поили святой водой.  Для ритуала изгнания беса топилась баня по колдовским ритуалам, описанным выше.  Дополнительно на порог бани клали осиновое полено, а парили одержимого в две руки вениками из 3-х летней полыни и ветвей березы. Одержимого привязывали к полку или крепко держали за руки, голову и ноги. Иногда на шею одевали хомут. При парке и «изгнании беса» знахарь (или, за неимением такового, просто уважаемый старик) читал 50-й, 34-й и 90-й псалмы и «Отче наш». Одновременно исцеляемого крестили бутылкой или пузырьком со святой водой и кропили святой водой из 3-х или 12-ти церквей. Парили одержимого в 12 заходов, после чего читали три раза «Отче наш» и оставляли одного в бане, «пока не затихнет». Если больной после банной процедуры не затихал навсегда, то его переодевали в новую одежду и выводили из бани.  Осиновое полено с порога бани сжигали в каменке вместе со старой  рубахой больного. В другом варианте ритуала одержимого парили вместе с черным котом или собакой, попеременно «хвостая» вениками, чтобы бес перешел в животное. Затем собаку или кота на ночь оставляли в бане и на утро выгоняли с заговорами.

Признание на церковном уровне возможности «изгнания бесов» с помощью православных святынь стало возвращаться только в XIX веке, и  стало весьма популярной церковной практикой, увеличивающей приток людей в храмы в ожидании явления «чуда». Священники отчитывали «одержимых» молитвами «Отче Наш», «Царю Небесный», «Достойно есть», «Да воскреснет Бог», «Отче святый врачу душ и телес». Также читался Псалтырь, отдельные стихи из Евангелия и Последования из Большого Требника и Требника Петра Могилы. «Беснующихся» кропили святой водой, помазывали елеем, возлагали «священный пояс» на шею и прикладывали к кресту.

Впрочем, современные медицинские   исследования показывают, что ритуалы «изгнания бесов» приносят лишь временное облегчение больным и не приводят к полному излечению.  С точки  зрения психиатрии, «одержимость» соответствует расстройству множественной личности (диссоциативное расстройство личностной идентичности,  код F44.8 по МКБ-10) и подлежит психиатрическому лечению, включающему в себя, в том числе и психотерапевтическое «общение и примирение между собой» распавшихся частей личности.  Кстати, «беседа с бесами» происходила и во время церковного чина их изгнания.

К оглавлению книги А. Дачника "Баня. Очерки этнографии и медицины".