Консультации строителя онлайн.


Русская баня и скверна

Русская баня и скверна

Глава из книги А. Дачника "Баня. Очерки этнографии и медицины".

Избражение на заставке: Символическое изображение чистоты души с ангелом внутри сердца, противостоящему внешнему «нечистому»: «Царю Небесный, Утешителю, Душе истины, Иже везде сый и вся исполняй, Сокровище благих и жизни Подателю, прииди и вселися в ны, и очисти ны от всякия скверны, и спаси, Блаже, души наша». Русская миниатюра XV века.

Понятие «чистоты» и «нечистоты» в русской «народной» вере, которая родилась в результате сплава в тигле веков славянской языческой веры, Ветхозаветных основ с Новозаветным христианством, тесно связано с понятием «скверны». Это универсальное понятие, существующее практически во всех основных религиозных конфессиях, с помощью которого человек может оценивать «хорошее» и «плохое» на уровне чувственного, духовного, а не сознательного и логического восприятия и оценки. Ощущение «скверны» позволяет предвосхитить рождение «греха» от духовного, телесного или социального контакта с «неправым», «грязным», «бесовским», причем, не только во внешнем от человека мире, но и в мире внутреннем – в мире его души и помыслов. Предвосхищающее чувство «скверны» позволяет человеку избежать совершения или помышления греха в самом его начале, когда еще не поздно остановиться  и исправить свои помыслы и побуждения к совершению деяний.

В христианской традиции все «скверное» имеет нехристианское, то есть, языческое или «бесовское» происхождение. В христианстве для стяжания Царства Божьего не обязательна ритуальная чистота тела – важна лишь чистота души – «сердца»: «Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят» [Матф. 5:8] Чистота тела – вторична, а чистота духа, постигаемая «духовным оком» – первична: «Светильник для тела есть око. Итак, если око твое будет чисто, то всё тело твое будет светло;  если же око твое будет худо, то всё тело твое будет темно» [Матф. 6:22-23] Только человек с чистым духовным оком может узреть Бога. Апостол Павел говорил  в своих пастырских посланиях: «Если кто-то очищает себя от того, что подлое, то будет сосудом к чести, освящённым, полезным хозяину, приготовленным ко всякому доброму делу» [2-е Тимофею 2:21-22]. Святитель  Григорий Нисский писал в своем труде «О Блаженствах», раскрывая Нагорную проповедь Иисуса Христа:  «Затем, с помощью жизни в добродетели вы должны смыть всю грязь, которая налипла на ваше сердце как штукатурка, и тогда красота божественного внутри вас засияет вновь» (пер. авт. с англ.).
Однако в русской «народной» вере слишком многое сохранилось из более древних языческих и Ветхозаветных иудейских представлений о ритуальной чистоте, подразумевающих, что простое «внешнее» выполнение ритуального очищения способно избавить от «скверны» и «греха» и без очищения «сердца» христианским покаянием.  Например, в 11-й главе Книги Левит постулируется ряд состояний ритуальной «нечистоты» (прикосновение к трупам «нечистых» животных),  которые, однако, либо сами собой проходят со временем («нечист будет до вечера»), либо требуют разрушения оскверненного предмета (очага), либо могут быть прекращены ритуальным омовением. В 15-й главе Книги Левит определяются физиологические состояния «нечистоты» мужчин и женщин (семяизвержение, половой акт, месячные). Подобная ритуальная «нечистота» может длиться как «до вечера», так и целых 7 дней и, в большинстве случаев, требует ритуального омовения для очищения, а для женщин и принесение в жертву через священника двух голубей или горлиц.

Обретя скверну, русскому человеку нельзя было приближаться к святыням и, после взаимодействия с сакральными объектами, целые сутки категорически нельзя было «скверниться» (Крылов Г. прот., 2010), так как человек нес на себе частицы «духа» священных объектов, и мог служить своеобразным «проводником» для нечистого [Мусохранов Г. свящ., 2010].

Красный устав. Молитва ходящим в баню. Скверна.
Глава MB: «Молитва ходящим в христианския и мирския бани». «Красный Устав» староверов - федосеевцев (М., 1883 г.) Посмотрите как выглядели бани XVIII - XIX веков в Соловецком монастыре.

Важнейшим из очистительных ритуалов издревле служило омовение, а в русской традиции самым «сильным» очистительным действием, без сомнения, обладала сакрализованная в народном сознании баня, что прослеживается в приведенных выше русских народных ритуальных самозапретов (табу) на посещение церкви после «осквернения» без ритуального очищения в бане.  Раскрывая особенности «народного перетолкования» новозаветных христианских догматов на Руси,  немецкий путешественник и географ Адам Олеарий отмечал, что в представлении московитов «…вода при крещении совершает не только духовное, но и телесное омовение грехов и душевной нечистоты. Так же точно они по - фарисейски пользуются и обыкновенной банею и мытьем во время браков, после совокупления, после выхода семени ночью, после выпускания мочи, омывая члены, при этом применяемые. Многие из них думают, что такое внешнее очищение достаточно для смытия грязи их грехов, в которой они видят как бы материальное существо, к ним приклеивающееся» [Олеарий А., 1906]. Для снятия скверны на Руси «… идут в баню, или же, если не идут туда, то велят вылить себе на голову ведро воды, ибо до того считают себя оскверненными, следуя в том Евреям и Туркам» [Маржерет Ж., 1913].

В русской традиции «народной» веры категория «нечистоты» применялась весьма  избирательно. Понятие «скверны» часто не затрагивало древние языческие культы предков, ритуальные жертвоприношения, народные языческие праздники, колдунов и ворожей (как должно было по новозаветным воззрениям, объявлявшим «нечистым» все «поганое и бесовское»), но простиралось на многие новшества на Руси, такие, как например, врачи и лекарства: «Многие вещи, используемые врачами, они даже считают нечистыми, среди прочего неохотно принимают пилюли, клистиры же ненавидят, равно как мускус, цибет и прочие подобные средства» [Маржерет Ж., 1913].

Роль бани в ритуалах очищения на Руси очень интересна: с одной стороны  омовение в бане способно (в народном представлении) смыть «скверну», а с другой стороны, и  само посещение бани, как неосвещенного места, где накапливается смываемая с тела «нечистота», само по себе может «осквернить» человека. Чтобы вырваться из этого «заколдованного» круга смытия – обретения «скверны» в бане, были придуманы дополнительные очистительные ритуалы, такие как омовение (обливание) водой по выходу из бани, обязательная смена одежды, невнесение в дом ни одного предмета из бани, чтение очистительных молитв. Все эти правила неукоснительно соблюдались в средневековом православии до церковной реформы патриарха Никона (1650 – 1660 гг.), расколовшей Церковь на приверженцев старой веры (древлеправославных, староверов, старообрядцев, раскольников) и Господствующую церковь (новообрядцев, никониан (которым, впрочем, предстояло еще пройти через «красный» Обновленческий раскол 1922 – 1946 гг. под давлением советской власти)).
Традиции бережения и очищения от «скверны», в том числе банные, соблюдаются в общинах староверов различных течений. Так, например, среди староверов – федосеевцев считается необходимым пройти через ритуальное очищение и епитимью после «мирщения» от посещения бань новообрядцев или мирских бань. У старообрядцев – липован сохранилась традиция обязательного омовения после бани из кувшина с чистой студёной водой.  [Крылов Г. прот., 2010].

К оглавлению книги А. Дачника "Баня. Очерки этнографии и медицины".