Консультации строителя онлайн.


Русская ритуальная баня

Глава из книги А. Дачника "Баня. Очерки этнографии и медицины".

Избражение на заставке: Корзухин А.И. Девичник. Х.м., 1889 г. Государственный Русский музей.

Баня на Руси играла важнейшую роль в ритуалах перехода из одного состояния в другое, таких как рождение, взросление, свадьба и смерть.  Ритуальная баня служит для того, чтобы смыть с человека  прежний социальный статус, накопившуюся «скверну» и, тем самым, ритуально «очистить», чтобы подготовить его к переходу в новое состояние, живым или мертвым.

Например, на Руси накануне свадьбы традиционно устраивали ритуальную баню для невесты, которая смывает «девью волю» и «отлучает от родни». По своему происхождению баня невесты является сохранившимся древним иудейским ритуалом очищения перед свадьбой [Ashenberg K., 2008]. Однако этот древний ритуал «очищения» приобрел и собственные славянские черты: глубинное его содержание составляет символическая обрядовая отдача девственности баннику (духам предков), и подготовка к этому значимому событию в жизни девушки в реальной жизни [Макашина Т. С., 2001].

Во время ритуала невеста причитала, символически «умирая» в плачах в своей жизни в отчем доме: «…умерла-де красна девушка, во той, во бане жаркой...». После невеста шла в баню с подружками (или деревенским колдуном), где происходили ритуалы омовения и символического лишения девственности (расплетания косы, парение веником, присылаемым от жениха). Во время ритуала снаружи бани подружки громко шумели, кричали, били в «железы», дудели в дуды, чтобы «отпугнуть» от бани «злых духов». (Отсюда же, из глубинных страхов перед смертью, для «отпугивания нечисти» происходят славянские традиции громко кричать, петь, шуметь и играть на музыкальных инструментах (ныне «слушать» музыку) во время большинства праздников и сопровождающих их ритуальных трапез). Во время перехода в баню и обратно невеста должна была причитать одно из местных традиционных причитаний.

Ритуальная баня невесты. Перов.
В.Г. Перов. Накануне девичника. Проводы невесты из бани. 1870 г. Государственная Третьяковская галерея.

Во время банного ритуала рождался новый человек, с которого «… вязли девью кра́соту, завернули в полотенушко». Ведь, по славянским представлениям, баня – утроба Матери-Земли, была способна даровать  чудо перерождения человека. 

В некоторых деревнях невесту в баню водил деревенский колдун, паря ее веником и читая заговоры на крепость брака. Невесту колдун обтирал живой рыбой, которую затем готовили, и подавали жениху. Также могли подмешать банную воду невесты в еду жениху и его родне.Пирог, который мать невесты пекла на свадьбу, называли «банником».

Важную роль в свадебной обрядности играла и баня «после первой ночи» — мытье молодоженов утром на второй день свадьбы. В некоторых губерниях, напротив, в первую брачную ночь молодоженов отправляли спать в нетопленную баню, а в других – баня на второй день была раздельной для мужа и жены. После свадьбы и первой бранной ночи молодоженов ждала вторая обрядовая баня: «По рукам, да и в баню. Дай Бог любовь, да совет». В такую баню шли рано утром. Родители и гости шумели вокруг бани, отгоняя злых духов.
В некоторых регионах парили только молодого, а молодуху обмывали в сеннике (предбаннике).
В отличие от России, в средневековой Европе свадебные бани совместно посещала молодежь обоих полов.

По обрядовой содержательности к свадебной бане близка и баня колдовская, магическая, которую использовали для повышения женской привлекательности («славутности», «лемби» – у финно-угров), чтобы привлечь жениха и удачно выйти замуж  [Винокурова И.Ю., 2001]. Подружки любили ходить в баню вместе с невестой (стараясь к ней прикоснуться в бане, умыться ее водой, сесть на ее место) так как «невестина» баня увеличивала их брачную привлекательность - славутность. Также в русской бане проводили ритуалы на зачатие ребенка. Известны варианты и мужской колдовской бани «на присушку девушки», ритуальной бани для ребенка «на первый зуб».

Как мы уже рассказывали, существовали ритуальные бани для покойника, которые топились за день (или три) до похорон, послепохоронные бани для участников похорон и последующие поминальные бани [Колегова Р.В., 2007]. В бане колдуны проводили обучение учеников и проводили ритуал передачи колдовского дара. Практиковалась и ритуальная охотничья баня.
Проведение обрядовой бани было достаточно четко регламентировано «магическими» правилами подготовки и проведения ритуалов, которые отличали этот вид бани от обычного банного «гигиенически-релаксационного» ритуала. Даже подготовить ритуальную баню по всем правилам стоило немалого труда. А любое отступление от традиций означало утрату «магического» компонента в банном  ритуале.

К оглавлению книги А. Дачника "Баня. Очерки этнографии и медицины".