Консультации строителя онлайн.


Ирландская баня

Ирландская баня

Глава из книги А. Дачника "Баня. Очерки этнографии и медицины".

Избражение на заставке: Паровая каменно-земляная сауна у перекрестка Манигашел на исторической дороге Каван в Ирландии. Фотография: Neil Holmes

В малонаселенных районах Ирландии (Каван, Корк, Керри, Виклоу, Литрим и др.) сохранились археологические памятники культа воды и пара (кельтской богини-целительницы Сулис) в виде кельтских каменно-земляных «саун», которые появились, предположительно, за два с половиной тысячелетия до Рождества Христова, аналогичные земляным баням индейцев Северной Америки. Такие «сауны» - парные строились из известняковых плит концентрической кладки диаметром 1,75 – 2 метра. Снаружи каменная парная утеплялась пластами дерна. Пол внутри также выкладывался каменными плитами, а вверху оставалось отверстие для выхода дыма. Внутри находились каменные скамьи и груда камней – каменка. Вход в сауну устраивали очень низким – около 75 см в высоту, чтобы лучше сохранять тепло. Топили ирландскую парилку чаще всего торфом и очень долго: до того, как камни внутри основательно прогреются. После протопки изнутри каменки или очага убирали остатки углей и золы, и закрывали дымоходное отверстие наверху плоским камнем. Внутрь ирландской «сауны» могло поместиться до четырех человек [Gage C., Dickson М., 1995]. Горячий каменный пол в парной укрывали соломой, камышом или влажными водорослями – ламинарией (точно так же, как и в японской каменной сауне), в результате чего помещение наполнялось паром с ароматом моря. Также на камни плескали водой. Для культовых целей на каменку могли поливать настой произрастающих в Ирландии «магических грибов», что часто встречалась в языческих оккультных практиках и в других странах. Предположительно «сеансы» в ирландской сауне длились по 30 минут. После этого парильщики омывались в близлежащем почитаемом источнике, ручье или запруде. Ритуальное омовение в источнике было частью поклонения богине Сулис (Минервы). Солнечная богиня Сулис сочетает в себе стихии Огня и Воды. Ей, богине – плодородия и исцеления, покровительнице воды и источников, совершали приношения в почитаемые источники – бросали монеты, ритуальные фигурки и таблички с пожеланиями. Как и кельты, так и римляне верили, что Сулис охраняет вход в загробный мир, который находится в ритуальных парных или на горячих источниках. Дни почитания богини Сулис 1 – 2 февраля. По мнению древних кельтов, именно сочетание огня и воды оказывало на человека целительное воздействие. Считалось, что ирландские парные хорошо лечат болезни суставов. По некоторым данным, отдельные ирландские каменные парилки использовались до 1930-х годов.

С ирландскими языческими обрядами тесно связано происхождение сленгового термина "stew" (рагу) в английском языке. Свою роль в этом сыграл архетип белой лошади и древний ритуал инаугурации ирландского короля.

горячий источник гейзер
Горячий источник в Исландии. Фотография П. Васильевой.
К оглавлению книги А. Дачника "Баня. Очерки этнографии и медицины".