Консультации строителя онлайн.


Правила подготовки русской ритуальной бани

Глава из книги А. Дачника "Баня. Очерки этнографии и медицины".

Избражение на заставке: Старая баня в селе Большая Ижора.

Правила подготовки ритуальной бани.

Время. В ритуальную баню идут пяти-семи часов пополудни  [Максимов С.В., 1994]. Количество моющихся должно быть нечетным.

Дрова. Для обрядовой бани подходят легкие липовые, березовые (у карелов были запрещены как «жескосердные и беспокойные»), дубовые, ольховые или кленовые дрова. Использовать сосновые, еловые и осиновые дрова нельзя, так как еловые – «кручину приносят», сосновые – «печальные», ивовые – «тоску наводящие», осиновые – будет  «заморозками прихваченная» жизнь». Деревья, которые идут на дрова, должны быть не срубленными, не сломанными и не спиленными, а только погибшие естественным образом: сломанные ветром или пригнанные водой [Карельское народное поэтическое творчество, 1981]. Колоть дрова для бани топором также запрещено. Древесину разрешается только ломать руками «с веселыми песнями». Самым сильным магическим деревом для приготвления обрядовой бани является дерево, котрое было поражено «громом» – громовое дерево. Баня бывает готова  «в три каменки» или «в три истопля» – за три полных перемены закладки дров в каменку курной бани. Магическая закладка дров в печь: 3 раза по 9 поленьев = 27 поленьев.

Вода. Воду для ритуальной бани берут только проточную из источника, отмеченного признаками святости: вода должна быть свежей, чистой и «живой». Берут только третью струю воды, пропуская две предыдущих. Либо используют воду из трех разных родников. Зачерпывают воду девять раз. По народным поверьям, вода эта, приготовленная в бане накануне праздника, может сама собой закипать или превращаться в кровь [Симонсуури А., 1991]. Поэтому пить такую воду нельзя. Нагревать воду разрешается только путем погружения в деревянную шайку горячего камня. В противном случае банная вода потеряет магические свойства. Обливаться водой для повышения «славутности» нужно 9 раз. Отсчет при этом обратный: от 9 к 1.  Иногда при обливании на голову ставили колокольчик, чтобы он «разнес славу» о девушке. В магических банных ритуалах на зачатие ребенка использовали воду, собираемую от мытья роженицы [Сурхаско Ю.Ю., 1985]. На волоковое (дымное) окно во время подготовки бани и чтения молитв или заговоров ставили воду, которую давали выпить после бани (т.н. «притчава»). Магические свойства приобретает вода, трижды пропущенная сквозь камни в каменке. Для повышения славутности вместо бани могла использоваться вода из крещенской проруби, которой следовало обливаться 9 раз кряду.

Веники. Веники вяжутся из березы, ольхи или в сочетаниях  с рябиной или даже осиной. Веник должен быть связан из 27 веток, собранных по 9 ветвей с 3-х деревьев. Веник украшают лентами и цветами. После пропарки, веник закидывают на крышу бани, или, развязав, подбрасывают вверх (для поднятия привелекательности и «на счастье»). Ленты от веника рвут на части и отдают ветру на перекрестке дорог, чтобы он разнес «славу» о девушке по свету.  В других вариантах обряда веник сохраняется в коробе вместе с лентами и обмылком и используется для повторных ритуальных бань для повышения «славутности» [Криничная Н.А., 2004]. Веник используется и против «нечисти». Целебные свойства веника определяются тем, что в листьях живут «души умерших предков».

Ритуальный банный веник
"Магический" веник для русской ритуальной бани.

Мыло. Для колдовской девичьей бани мыло накануне закладывали в муравейник с приговором:  «Как муравьи в муравейнике играют, так же парни пусть вокруг тебя гуляют». Для «навьей» бани мыло держали 6 недель на алтаре в церкви.

Огонь. Целительным и магическим является огонь, добытый от трения дерева о дерево на пороге бани – «древесный» или «святой» огонь. Другой вариант – добыть огонь от удара камня о камень (кремень). Самым сильным священным огнем считался «огонь небесный» – от пожара от молнии.  В Сибири бытовал заговор-молитва огню:  «Батюшко ты, Царь-Огонь, всемя ты царями царь, всеми ты огнями огонь. Будь ты кроток, будь ты милостив! Как ты жарок и пылок, как ты жгешь и палишь в чистом поле травы и муравы, чащи и трущобы, у сырого дуба подземельные коренья… Тако же я молюся и корюся тебе-ка, батюшко, Царь-Огонь, – жги и спали с раба божия (имя рек) всяки скорби и болезни… страхи и переполохи…» [Цит. по: Рыбаков Б.А., 1980].

Каменка. Если поддавать на каменку пивом, то у молодых будет сладкая жизнь. Разбивать головешки в каменке (при гадании) нельзя – иначе муж будет жену бить. Каменке кланялись, а когда камни остывали – их целовали.

Заговоры. Магические слова заговоров «на присушку» молодца произносили на выходе из бани, стоя правой ногой на земле, а левой на пороге бани:  «Я девица брава, стою на ноге правой, головой шатну, тоску пущу по всему свету, своему богосуженому в сердце и душу; не мог бы он без рабы Божьей меня ни дня дневать, ни часу часовать».Вариант ритуала: встать одной ногой на веник, лежащий на земле.
Для защиты от сглаза тело невесты оборачивали обрывками рыболовной сети (для нанесения порчи нужно было знать, сколько узлов в этой сети), ставили на топор или сковороду.

Колдовство. Основная ритуальная магия в «невестиной» или «славутной» бане заключалась в сборе воды или молока, которыми омывали тело, либо банного пота и использовании этих магических жидкостей в приготовлении пищи для молодого или суженого. Для сбора жидкостей применяли тряпицы, живую рыбу, кусок теста.  Иногда мылись на сковороде, в коей собирали воду и готовили в ней же пищу. Колдун или знахарка в бане могли натирать тело девушки солью или сахаром с приговором, а затем класть эту соль в пищу: «Как эта соль около меня ходит, так пусть и такой-то (имя) будет около меня во все дни, месяцы и во всю здешнюю жизнь. Как пот на моем теле сохнет, так пусть и душа его (имя) по мне сохнет».

К оглавлению книги А. Дачника "Баня. Очерки этнографии и медицины".