Консультации строителя онлайн.


Секс в средневековых европейских банях

Глава из книги А. Дачника "Баня. Очерки этнографии и медицины".

Избражение на заставке: Сцена в бане. Изображение из Factorum Dictorumque memorabilium. XV век. Национальная библиотека Франции, Париж.

Хотя в России мужчины и женщины ходили в общественные бани совместно испокон веков и до времен царствования Николая I , ни о каком сексе в русских торговых банях и речи не могло идти. В европейских средневековых банях ситуация была прямо противоположная: бани в Европе со времен Римской империи служили были роскошными рекреационным комплексами, где посетитель находил усладу в мытье, расслаблении, еде, беседе и сексе со жрицами любви. В Европе XV века в общественные бани с угощением и девушками в купели с продолжением отдыха в постели горожане ходили также часто, как наши современники ходят сейчас в рестораны [Smith V., 2008]. Естественно, что церковь пыталась противостоять разгулу секса и распутства под прикрытием общественных бань. В XIII веке признавшемуся на исповеди в посещении бани с женой или другой женщиной в обнаженном виде полагалась епитимья в виде трех дней на хлебе и воде. В бани в Европе ходили для секса в период до пандемий чумы и после освобождения от морового поветрия. Радость освобождения от «Черной смерти» в Европе вылилась в культ наслаждения жизнью, важной составляющей которого стали общественные бани и секс в них. В таких европейских заведениях посетителям прямо в деревянные купели подавалась еда и напитки, а времяпрепровождение скрашивала приятная музыка и общительные девушки, разделяющие купель и ложе с посетителями. Однако буйная радость свободного секса в общественных европейских банях была значительно омрачена стремительным распространением в Европе неизлечимого в то время сифилиса. Эта венерическая болезнь была завезена в Европу в XV – XVI веках возвращающимися из походов в Южную Америку испанскими и португальскими конкистадорами.

секс в бане
Языческие обычаи: мужчины с женщинами в бане и в постели. Рисунок из списка манускрипта Августина из Гиппы «Город Бога против язычников». 1475 –1480 гг. Национальная библиотека Голландии, Гаага.

В европейских банях были как банщики, так и банщицы. Обе категории обслуживали не только посетителей одного с ними пола. Банщица не только мыла посетителя, но и готовила ему постель, если он желал отдохнуть после бани. Одежда банщиц зачастую состояла из практически прозрачной сорочки. В некоторых банях посетителей обслуживали полностью обнаженные банщицы. Не случайно термин «банщица» в средневековой Европе был созвучен «проститутке». Сравнить женщину с банщицей, или сказать «рожденный банщицей» было страшным оскорблением. Но не только банщицы, но и многие посетительницы бань принадлежали к древнейшему ордену «веселых женщин», «соловушек» – по–немецки,  или, по французской терминологии –  «перепелок в башмаках», зарабатывавших вольным сексом. Европейские банные уставы запрещали пускать в бани замужних женщин и монахинь. Священники и монахи в тех странах, где посещение общественных бань было им разрешено, приводили с собой надежного и проверенного банщика. Европейские банные уставы особо оговаривали, что «ни один хозяин бани не должен держать у себя женщину, страдающую опасной болезнью» и «не следует никого насильно или обманно привлекать в бани». Аналогичные формулировки содержались в уставах средневековых европейских публичных домов.

средневековые европейские банщицы
Слева и по центру: средневековые банщицы в Богемии. Иллюстрации из Библии короля Вацлава IV. XIV век. Национальная библиотека Австрии.
Справа: Йост Амман. Женщина в купальном костюме. Рисунок по гравюре на дереве XVI века.

Традиционные радости общения с красивыми временными или постоянными партнерами (особенно в традиции языческого Майского купания (Вальпургиева ночь или кельтский Белтейн),  Мидсаммера или дня Святого Иоанна) стали более приватными: для тех, кто мог себе это позволить, из общественных бань «радости Венеры и Приапа» перекочевали в индивидуальные домовые купели. 

В XVI веке священники и врачи стали активно выступать против сексуальной свободы в банях и против самих бань, как таковых. Бани к этому времени стали разделять на мужские и женские половины. Критика языческих купальных обрядов христианскими  священниками заставила перенести майские «Венерины» купания в бани: дело обставили так, что купание нужно исключительно для здоровья, так как даже строгие монастырские уставы не ограничивали в посещении бани заболевших людей.  Со временем стало считаться, что купание в майскую ночь дает здоровья на целый год вперед.  Целебными в Европе считались и купания в Страстную Пятницу,  ночь на Пасху, в день Поклонения Волхвов.  С религиозно-целительскими целями стали организовываться «холодные бани» на европейских святых источниках.

секс в средневековых банях
Ханс Себальд Бехам. Две женщины уговаривают дурачка принять с ними ванну. Гравюра по дереву. XVI век.

В результате в конце XVI века популярность городских  общественных бань снизилась, и на первое место вышли индивидуальные гигиенические процедуры. Например, в Вене имелась 21 общественная баня, но в 1534 году их насчитывалось уже 11, а в начале 1600-х годов – всего 7.  Упадок популярности общественных бань был также связан как с эпидемией сифилиса, так и сильным подорожанием дров в конце XVI века, что сделало дровяное отопление фактически роскошью, недоступной большинству содержателей бань. Хотя в XII-XIII веках в общественные городские бани без тени сомнения ходили европейские князья и короли,   в конце XV и начале XVI веков представителям зарождающегося класса буржуазии стало «неприлично» посещать общественные бани, куда ходили представители низших и средних классов, где царил секс, разврат и заразные болезни.   Состоятельные европейцы начали обзаводиться персональными банями или, как минимум, ванными комнатами. Вместо развлечений в «аморальных» общественных банях, в европейскую моду стали входить поездки «на воды», где все тот же «банный флирт» подавался на гораздо более высоком уровне  в исполнении первоклассных мастериц своего дела. Развитие  курортов «на водах» берет свое начало в XIII веке.

К оглавлению книги А. Дачника "Баня. Очерки этнографии и медицины".