Глава из книги А. Дачника "Баня. Очерки этнографии и медицины". Избражение на заставке: Изображение на южнославянском надгробии, символизирующее окончание двух жизней - роженицы и новорожденного. Рождение жизни в бане столь же тесно связано и со смертью, присутствовавшей в бане. Одним из наиболее интересных ритуалов в бане, увязывающих воедино жизнь, смерть и их круговорот в древнеславянской мифологии, имевший место сразу после родов и проливающий свет на еще одну, гораздо более мрачную и печальную, функцию бани является ритуал похорон последа. Последу (околоплодным оболочкам и плаценте с пуповиной) на Руси уделяли много внимания. Считалось, что послед или «постелька» является двойником ребенка, в нем живет душа или ангел-хранитель. Послед не должны были видеть постронние, люди с дурным глазом и колдуны. Послед не должны были съесть собаки или свиньи. Считалось, если послед съест свинья – у матери проподет молоко. Если послед не хоронить 3 дня, то после этого детей 3 года не будет. Поэтому в бане, как в сокровенном и защищенном от постронних людей и животных месте, устраивали похороны детской «постельки». Хоронила послед бабка-повитуха. Послед обмывали как покойника, заворачивали вместе с хлебом, луком и яйцом в тряпочку (как в саван) и зарывали под порогом бани. Известно, что на порог, благодаря ритуальным запретам, не ступает нога человека. Также, по тем же причинам, хоронили послед и под полками. На похороны последа производили наговор для здоровья родительницы и ребенка:«От земли взято, земле предавайся, а раба Божая (мать ребенка)на земле оставайся» и «Месту гнить, а ребенку жить, да Бога любить, отца, мать почитать и бабку не забывать» [Иванова Е., 2009]. Иногда, послед на короткое время клали под голову матери, чтобы после родов «живот не болел». Современные матери руководствуются как языческими суевериями, так и мотивацией использовать питательные вещества плаценты для поддержания сил организма, истощенного беременностью и родами. Поедание плаценты часто встречается в животном мире. К сожалению, в банях хоронили не только последы. но и самих новорожденных. Поэтому в архетипах русского народного общественного сознания образ бани часто связан со смертью. К оглавлению книги А. Дачника "Баня. Очерки этнографии и медицины". |