Консультации строителя онлайн.


Стеклянный дом Фарнсворт архитектора Людвига Мис ван дер Роэ в Плано, штат Иллинойс

Стеклянный дом Фарнсворт архитектора Людвига Мис ван дер Роэ в Плано, штат Иллинойс

Цвета домов и интерьеров не должны уничтожать природу вокруг...

архитектор людвиг мис ван дер роэ  

Людвиг Мис ван дер Роэ (Мария Людвиг Михаэль Мис 27 марта 1886 - 17 августа 1969) знаменитый немецко-американский архитектор. Наряду с Ле Корбюзье и Фрэнком Ллойд Райтом, он по праву считается одним из первых мастеров архитектуры модерна, определивших облик современных городов.

Стеклянная любовь архитектора Миса.

Стеклянный дом на Лисьей реке близ Чикаго был построен в 1951 году для известного врача-нефролога, переводчицы итальянской поэзии, скрипачки и коллекционера Эдит Фарнсворт. Доктор Фарнсворт приобрела девять акров земли старого хутора на берегу реки рядом с городком Плано, штат Иллинойс, в шестидесяти милях к юго-западу от Чикаго у полковника Роберта Маккормика, издателя Chicago Tribune. Цена покупки земельного участка составила $ 500 за акр. На хуторе был дом и хозяйственные постройки, но доктор Фарнсворт захотела построить что-то новое. Она обратилась к известному архитектору Людвигу Мису фон дер Рое, чья карьера находилась в то время на пике. В выборе архитектора сыграли роль общие знакомые и чувства, чуть большие, чем просто восхищение перед творчеством архитектора. Дом был спроектирован в 1946 году, но построен только к 1951 году, поскольку Эдит Фарнсворт ожидала получения наследства от тети, на которое она собиралась строить дом. А счет за дом вышел совсем не малый - $73,000.00, что эквивалентно по покупательной способности полумиллиону долларов в настоящее время. Что же, заказчица хотела получить дом для отдыха на выходных, причем дом необычный, не такой как у всех... И за это пришлось заплатить... Причем, не только деньгами, но и разрывом отношений с архитектором, судом, скандальной известностью и 21-м годом борьбы с просчетами в конструкции Стеклянного дома.

Работа над проектом началась в 1946 году и Людвиг с Эдит стали проводить много времени вместе, обсуждая будущий необычный дом, в кортом Мис ван дер Роэ желал воплотить основы новой архитектурной эстетики минимализма, свое рода протестантизма в мире христианства архитектуры. В этом доме должны были воплотиться идеи, которые архитектор вынашивал три десятилетия. В основу был положен уже разработанный проект, от коророго отказались предыдущие заказчики. Это должен быть дом, где ни одна лишня деталь не отвлекала бы от единства с природой, где суетность бытия и бытовые проблемы отходили бы на второй план, перед созерцанием великой вечности, открывающейся за панорамой окон Стеклянного дома. Эдит, которой тогда было 42 года, увлеклась образами, нарисованными 59-летним привлекательным архитектором. В 1947 году проект дома был представлен на выставке в музее современного искусства.

Строительные работы начались в сентябре 1949 года и в 1951 году подошли к концу, но не были завершены в части внутренней отделки и меблировки. По слухам отношения между заказчиком и архитектором начали портиться, когда доктор Фарнсворт попросила установить в доме отдельный гардероб, который не был предусмотрен проектом. Мис ван дер Роэ же в ответ сказал, что приезжая на выходные, можно обойтись крючками для одежды на двери ванной комнаты. Доктора Фарнсворт, которая, как говорят, мечтала о том, что Стеклянным домом на выходные она сможет пользоваться не в полном одиночестве, данный ответ лишил всякой надежды на счастливые перспективы ее сложного многоходового домоустроительного проекта. Возможно, что сыграло свою роль и превышение сметы архитектором на $16,000.00. Так или иначе, заказчица отказалась оплачивать счета и бывшие друзья и несостоявшиеся партнеры встретились в суде, где на глазах у всей Америки отстаивали свой взгляд на уникальный стеклянный дом и его стоимость. Что же... "Любовь уходит, когда приходят деньги", - так говорил комик и философ Граучо Маркс. Суд встал на сторону архитектора, сумевшего доказать, что превышение сметы было вызвано инфляцией из-за войны в Корее и роста цен на дефицитную в то время сталь. В суде всплыли и многочисленные конструктивные просчеты архитектора, которые существенно осложняли жизнь заказчицы в доме. Отношения заказчика и архитектора стали так широко известны, что послужили основой для двух пьес "Стеклянный дом" Джун Финфер и "Джесси и Толстяк" Алана Фитча.

Прежде чем мы рассмотрим Стеклянный дом доктора Фаренсворт в деталях, упомянем, что это архитектурное произведение искусства в настоящее время является важнейшей частью американской архитектурной иконографии, прекрасным примером современного и интернационального стиля архитектуры. Стеклянный дом послужил идейной основой, визуально-тектоническим воплощением царствующего ныне минимализма и функционализма. Дом Фарнсворт есть кристаллизация новейшей эстетической архитектурной идеи, где "меньшее означает большее", где внешний облик здания следует за функциональностью, где постройка сливается с окружающим ландшафтом и природой.

Несмотря на все претензии к дому, Эдит Фаренсворт продала его только в 1968 году британскому девелоперу и коллекционеру лорду Питеру Палумбо, после того как вышла на пенсию в 1967 году и переехала жить под Флоренцию в Италию. Скончалась Эдит в 1978 году в возрасте 74 лет.
Сэр Палумбо высоко ценил свое приобретение и считал Стеклянный дом "современным аналогом классическому греческому храму, который вот так просто расположен на лужайке на берегу реки". Именно Палумбо вернул дому оригинальный вид (было демонтировано тонированное остекление навеса, установленное Эдит) и наполнил его мебелью дизайна Миса ван дер Роэ.
В 2003 году Стеклянный дом был выкуплен у владельца Национальным фондом охраны памятников истории на аукционе Сотбиз за $7,5 миллиона. Меценаты собрали эту сумму для города, когда стало ясно, что дом, возможно, будет приобретен каким-либо коллекционером "на вывоз" для установки у себя в усадьбе.
Сейчас памятник архитектуры находится в управлении фонда, открыт для посещений как музей ($20-$25 за входной билет) и сдается в аренду для свадебных торжеств, приемов, фото и киносъемок. Стеклянный дом открыт для посещений с апреля по ноябрь и в год его посещают всего 8000 человек.

(Фотографии: Для иллюстраций ниже использованы общедоступные фотографии Carol M. Highsmith (если не обозначено иное) из коллекции Библиотеки Конгресса США в обработке автора статьи. Все фотографии кликабельны.)

стеклянный дом
 
Облик Стеклянного дома Эдит Фаренсворт обладает беспрецедентным слиянием с окружающим миром. Весь дом, от внешнего облика, до крайне минималистического интерьера с лаконичными формами мебели являются воплощением протестантской пуританской идеи чистой простоты во всем, начиная от мыслей и заканчивая обликом жилища - "beinahe Nichts" или "почти Ничего", то есть сокращение каждого элемента до самой своей сущности.

Как и идеи Миса ван дер Роэ Стеклянный дом словно парит в воздухе, будучи приподнятым над землей на вертикальных стальных стойках.

 

 
стеклянный дом
 
Стеклянный дом явился воплощением идеи "Меньшее - значит большее!" Однако новые непривычные смыслы архитектора Миса ван дер Роэ не пришлись по вкусу заказчице. Когда Эдит Фарнсворт получила ключи от дома, она была возмущена. "Меньшее и значит - меньшее!" - заявила она архитектору, отказываясь оплачивать счета. Проиграв суды, она обратилась к прессе: "Что-то должно быть сказано и сделано о таком роде архитектуры," - писала она в журнале House Beautiful в апреле 1953 года, - "или не будет никакого будущего для архитектуры". Дискуссия и критика в прессе, к которой присоединились даже Ле Корбюзье и Фрэнк Ллойд Райт достигли такого накала, что архитектор нового современного стиля был обвинен в сочувствии антиамериканским идеям, так как за "мрачной" и "бесплодной" архитектурой Стеклянного дома безусловно скрывались коммунистические идеалы, таящие угрозу для новейшей Америки. Видимо, журнал намекал на идеи заимствованные из конструктивизма - архитектурного стиля, получившего широчайшее распространение в Советской России в 1920-х первой половине 1930-х годов, как символ отрицания архаичной "дореволюционной" жизни.
 
стеклянный дом
 
Пространство Стеклянного дома сформировано тремя плоскостями: открытой терассой, навесом и собственно домом. Фундаментом служат заглубленные железобетонные сваи на "лапах" в которые замоноличены двутавровые стальные стойки высотой в поперечном сечении 30 см с шагом 6,6 метра - всего восемь стоек. Два ряда по восемь стальных колонн поддерживают платформы пола и крыши. Периметр платформ ограничен 40 см швеллерами, к которым приварены поперечные 30 см двутавровые балки. Между балками в прикрытии уложены сборные железобетонные плиты. Поверх балок верхнего перекрытия уложены профильные П-образные железобетонные плиты, покрытые слоем гидроизоляции. Поскольку совершенных гидроизоляционных материалов в ту пору еще не существовало, то кровельное покрытие пришлось заменить в 1972 году, так как крыша Стеклянного дома местами протекала.
 
дом Фарнсворт Миса ван дер Роэ
 
Архитектор Людвиг Мис ван дер Роэ лично контролировал все этапы строительства дома, проверяя каждый сварной шов, проповедуя принцип "Бог - в деталях". Качество сборки каркаса дома было превосходным: ни один сварной шов не заметен глазу. Однако расходы на отопление в зимнее время разочаровали владелицу дома: несмотря на использование легкого бетона на основе керамзита в плитах пола, его теплопроводность была велика, равно как и теплопроводность одинарных стекол и стального каркаса. Дизайн Стеклянного дома опередил время на полвека: только материалы и технологии конца XX - начала XXI века позволили строить энергоэффективные дома даже с огромными панорамными окнами. Современный дом такого форм-фактора имел бы основу на слоеных монолитных железобетонных плитах (с разделением утеплителем несущего слоя и слоя теплого пола) и стены на основе ячеистого бетона, либо целиком каркасную конструкцию на основе клееных деревянных столбов и балок. Окна были бы выполнены из стеклопакетов с 3-5 слоями стекла.
 
Людвиг Мис ван дер Роэ дом в Плпно Иллинойс
 
В Стеклянном доме выражена философии дизайна Миса ван дер Роэ его американского периода творчества: создание новой современной архитектуры путем слияния новых промышленных материалов с чистыми линиями, объемами и текстурами в природных ландшафтных пропорциях и равновесии. Для Миса это творение было больше храмом чистой эстетической идеи, нежели домом для жилья, образцом совершенства, помещенным в сельский пейзаж, создающим почти невидимую грань раздела между человеком и природой, между идеей и реальностью. 
 
дом Эдит Фарнсворт
 
Именно так выглядел почти заброшенный Стеклянный дом в 1971 году, на третий год в процессе продажи дома сэру Питеру Паломбо. (Процесс продажи дома затянулся с 1968 по 1972 год). Для приведения дома в исходный исторический вид сэр Питер в 1972 году нанял фирму старшего сына Миса ван дер Роэ - Дирка Лохана. Во время реставрации была улучшена и конструкция дровяного камина.
Несмотря на то, что доктор Эдит Фарнсворт, увлеченная архитектором и его творчеством, первоначально одобрила концепцию дома, в дальнейшем призналась, что жить в доме из бескрайних просторов стекла и стали практически невозможно. Эдит пыталась исправить архитектурные просчеты: вокруг дома были высажены плетистые розы, которые должны были закрыть "несуразное" прозрачное основание дома и хоть немного прикрыть окна. После того как по границе участка близ дома проложили новое шоссе Fox River Drive и построили мост через реку окна пришлось закрыть от любопытных взоров шелковыми шторами. Открытое патио перед входом обрамили стеной из тонированного стекла. Стеклянный параллелепипед дома утратил свою воздушную прозрачность.
 
 
 
стеклянный дом терраса
 
К счастью для Стеклянного дома и истории архитектуры новый владелец - ценитель творчества Миса ван дер Роэ вернул строению прежний облик, воплощающий высокие эстетические идеалы нового утопического международного архитектурного стиля. Но и новому владельцу пришлось бороться с конструктивными просчетами: в результате наводнений регулярно повреждались стальные стойки и балки перекрытий. Коррозия до сих пор является врагом номер два после воды. Все стальные элементы дома приходится регулярно зачищать от ржавчины и окрашивать. Железобетонная или деревянная основа дома избавила бы владельца от таких забот.
 
наводнение затопило дом
 
Стеклянный дом был построен в 30 метрах от Лисьей реки, на которой во время весеннего таяния снегов нередко случаются половодья. Людвиг Мис ван дер Роэ предусмотрел возможность подтопления территории и поднял стеклянный дом над уровнем землей на 157 см на двутавровых столбах, замоноличенных в железобетонные сваи. Однако климат на Земле за последние 20 лет изменился и наводнения стали обширнее. Самое большое наводнение на Лисьей реке произошло в 1996 году, когда уровень воды в доме был на несколько футов выше уровня пола. После этого наводнения пришлось реставрировать всю деревянную мебель дома. На фотографии наведение в сентябре 2008 года во время урагана Айк, когда Стеклянный дом был затоплен на 18 см. Сильное наводнение было и в 2013 году. В настоящее время Фондом по сохранению исторических зданий решаются вопросы о возможном переносе дома выше по рельефу, устройстве других видов защиты от наводнений или строительства гидравлического лифта, поднимающего дом на высоту при угрозе наводнения.
Photo © National Trust for Historic Preservation
 
дом со стеклянными стенами
 
Ночью освещенный изнутри Стеклянный дом превращался в гигантский фонарь, привлекающий рои комаров и других москитов. Эдит Фарнсворт наняла архитектора Уильяма Данлопа, который прикрыл фрамугу сетчатым экраном в бронзовой раме. Следующий владелец, лорд Питер Палумбо убрал чужеродные нововведения и установил в Стеклянном доме центральный кондиционер, что впрочем, не сильно улучшило микроклимат в Стеклянном доме.
 
большие окна в гостиной
 
Стеклянный Дом архитектора Миса ван дер Роэ является иконой международного стиля, торжеством совершенства модернистских идеалов. Ругали ли это произведение, или восхищались им - дом Фарнсворт имеет решающее значение для понимания развития мировой архитектуры второй половины ХХ века.
 
дом Миса ван дер Роэ
 
Плоскостное решение дома отражает идею максимальной прозрачности здания и его зрительной связи с ландшафтом. Дом состоит из трех сообщающихся уровней: открытой приподнятой над землей площадки, затененной крышей террасы и остекленной жилой части. В закрытом перегородками центральном помещении расположены две ванные комнаты (хозяйская и гостевая), кухня, камин и кладовки. Так же в центральном ядре Стеклянного дома, стоящем на отдельной опоре скрыты все инженерные сети, поэтому чистота и простота фасадов не нарушены ни трубами, ни проводами.
 
конструкция крыльца
 
Стальная рама Стеклянного дома сварена с виртуозным мастерством и точностью.
Сдержанная элегантность стальных конструкций и остекления достигнута путем тщательной обработки каждой детали строения – все инженерные сети, дренажи, стыки элементов каркаса очень точно подогнаны друг к другу. Строгий, аскетичный  стиль архитектурных произведений Мис ван дер Роэ и его последователей получил название «Минимализм».
 
стеклянные стены
 
Каменные известняковые травертиновые плиты уложены с зазорами на слой гранулированной дренажной засыпки, которая покоится в бетонных ложах с уклонами в нижних точках которых устроены дренажные отверстия. По задумке Миса ван дер Роэ такая оригинальная дренажная система террас должна была хорошо отводить воду с поверхности плит.
 
дренаж террасы
 
Схема устройства дренажного ложа в террасах Стеклянного дома. Замысел был интересный, однако не сработал в полной мере: по центру плит все равно после дождя оставалась вода. Мягкий и пористый травертин также прекрасно адсорбировал перегной осенних листьев, и на поверхности прекрасных итальянских плит образовывались грязные пятна. Дренаж основания также не был достаточным: после наводнений плиты приходилось снимать и просушивать засыпку. Из травертина сделаны и прямоугольные ступени лестницы, по форме похожие на горизонтальные панели.
 
 
 
дом стальной каркас
 
Мис ван дер Роэ говорил: "Когда вы видите природу через стеклянные стены дома Фарнсворт, она обретает новый более глубокий смысл, чем, если бы вы просто смотрели на нее снаружи. Природа вы и дом становитесь частью единого Великого целого. До того как я не посмотрел на окружающий мир через стекла дома Фарснсворт, я не мог представить насколько живописным может быть пейзаж... Нужно быть осторожным, чтобы использовать нейтральные тона в интерьере помещений, потому что природа снаружи припасла для вас всю свою чудесную гамму. Эти цвета постоянно меняются, и я хотел бы сказать, что это просто великолепно".

В том числе и благодаря Стеклянному дому Фарнсворт имя Людвига Миса ван дер Роэ вошло в четверку архитекторов "великих создателей современной архитектуры", где компанию Мису составили Вальтер Гропиус, Ле Кюрбюзье и Фрэнк Ллойд Райт.
 
дом на стальном каркасе
 
Архитектор Вернер Блэйзер говорил о конструкции Стеклянного дома как о сведенной до минимума, достаточной лишь для сохранения статичного его положения. Благодаря этой конструкции Мису ван дер Роэ удалось добиться ощущения парения дома в воздухе, точнее его медленного, усиленного горизонтальными линиями скольжения в меняющемся во времени и сезонном облике пространстве. Всего три цвета камня, дерева и белой краски превращают это произведение искусства в почти чистый холст на котором мимолетом запечатлеваются оттенки природы и людские фантазии. Вся архитектура здания подчеркивает, что остекленная жилая зона является лишь переходным, временным обиталищем человека, а его изоляция от природы столь же иллюзорна, как и закаленные полированные стекла дома доктора Фарнсворт.
 
современная гостиная
 
Прекрасный вид из гостиной с камином Стеклянного дома был подпорчен двумя конструктивными просчетами: одинарные стекла огромных окон и мостики холода в виде стальных стоек служили поставщиками превосходных потоков конденсата на травертиновый пол. Устраивая же в гостиной роскошный камин из полированной нержавеющей стали Мис ван дер Роэ упустил из виду проблему поставки свежего насыщенного кислородом воздуха в зону горения. Ведь горящий камин потребляет не менее 60 литров воздуха в минуту. Поскольку Стеклянный дом был практически герметичен, через некоторое время горения дров в камине, в доме становилось нечем дышать. Для вентиляции приходилось открывать дверь и окно, что сводило на нет достигнутый тепловой комфорт в зимнее время. Все что нужно было сделать для нормальной работы камина - подвести к нему перекрываемый воздушный патрубок из подпольного пространства.
 
кухня минимализм
 
Ванные комнаты и хозяйственный блок, расположенные в центре здания, окружены легкими перегородками из шпонированной фанеры. Остальные помещения едва намечены и, как бы перетекают одно в другое. Это ядро дома скорее воспринимается как предмет мебели, сохраняя чувство всеобщего, непрерывного пространства.
 
дом на сваях
 
Котел на дизельном топливе и две воздухогрейных горелки находятся в центральной части здания, имеющей собственный опорный столбчатый фундамент. Если отапливался Стеклянный дом в холодное время еще более менее сносно, то в жаркую солнечную погоду находится в нем было невыносимо: отсутствие каких либо препятствий на пути солнечных лучей позволяло им нагревать теплоемкие травертиновые каменные плиты на полу. Вентиляция же в доме была совершенно не продумана: принудительная вентиляция существовала только для центрального ядра кухни и санузлов, а для естественной вентиляции приходилось открывать входную дверь и одно единственное открывающееся окно в противоположном конце здания. Такой вентиляции было недостаточно, а в открытые проемы тут же залетали комары и прочая летающая живность.
 
схема теплых полов стеклянного дома
 
Стеклянный дом отапливался при помощи системы водяных теплых полов и традиционной для домов в США системы воздушного отопления. Однако из-за плохой термоизоляции окон (были использованы одинарные стекла), высокой теплопроводности стального каркаса тепловой режим в Стеклянном доме был некомфортным: при тепловом комфорте в области ног на уровне головы было весьма прохладно.
 
стеклянный дом зимой
 
В зимнее время дом белого цвета совершенно растворяется в окружающем ландшафте. Не случайно белый цвет - самый распространенный цвет экстерьера мировой частной архитектуры.
 
стеклянная гостиная
 
Скупо обставленные спальни, гостиные и столовые предполагают у обитателей дома спартанские привычки. Доктор Эдит Фарнсворт чувствовала себя неуютно в открытом всем взглядам доме и порой испытывала желание взять камень и запустить в эти огромные стекла... Желание обострилось, когда рядом с домом проложили новое шоссе.
 
гардеробная
 
Гардероб преткновения в отношениях заказчицы и архитектора: "Зачем вам шкафы, если вы приезжаете в дом одна и только на выходные? Для одного платья вам хватит и крючка на двери в ванной..." Иногда высокая эстетическая идея идет разными путями с реальной жизнью. В конце концов, после перехода усадьбы в руки Фонда, гардероб убрали из дома как чужеродный объект и поместили в отдельный павильон.
 
 
 
спальня с большими окнами
 
Открытая всем взглядам спальня в Стеклянном доме. То что казалось неуютным и странным 60 лет назад, широко используется в частной архитектуре сегодняшнего дня. Люди перестали бояться неизвестности темноты и наконец-то стали доверять природе. Хотя, конечно, далеко не все и далеко не везде...
 
сарай
 
Хозяйственная постройка, склад для хранения и офис музейной усадьбы в Плано. Здесь же находится музейный центр, где вам покажут 26-минутное видео об истории Стеклянного дома.
 
план стеклянного дома
 
План дома доктора Эдит Фарнсворт работы архитектора Людвига Миса ван дер Роэ.
 
чертеж стеклянного дома
 
Чертеж дома доктора Фарнсворт.
 
берлинский павильон в Барселоне
 
Главным идейным предшественником Стеклянного дома доктора Фарнсворт стал Берлинский павильон построенный в 1929 году Мисом ван дер Роэ для Международной выставки в Барселоне. Павильон был воссоздан в 1983-1986 гг.
Фотография автора.
 
Берлинский павильон Миса ван дер Роэ
 
Мис ван дер Роэ использовал для строения экзотические материалы: шпон Тинос-Верде, античный мрамор и золотой оникс, а также тонированные стекла серого, зеленого, белого цветов для разделения пространства.
Здание было снесено после окончания выставки в начале 1930 года. Тем не менее, благодаря наличию черно-белых фотографий и оригинальных планов постройки, группа испанских архитекторов реконструировала павильон в период между 1983 и 1986 годами.
Фотография: MartinD
 
вилла Тугенгата
 
Вторым идейным предшественником Стеклянного дома в Плано явилась вилла Тугенгата в Брно, Чехия. Вилла была построена в 1928—1930 годах для Фрица Тугендгата и его жены Греты. Мис ван дер Роэ использовал в конструкции виллы железный каркас, который позволил обойтись без поддерживающих стен и тем самым создать внутри здания ощущение объёма и света. Здание вписано в склон и имеет очень большую площадь в несколько уровней.
Фотография: Harold
 
вилла Тугенгата в Брно
 
  Стена из тонкого спила оникса (слева на снимке) пропускает свет и меняет свой цвет в зависимости от освещения снаружи. C 1994 года вилла открыта для посещения как музей. В 2001 году была внесена ЮНЕСКО в список Всемирного наследия.
Фотография: Podzemnik
 
стиль минимализм
 
Формы, линии и пропорции ставшего классикой Стеклянного дома до сих пор актуальны в современной архитектуре.
 
современный стиль в архитекутре
 
Архитектурные и эстетические каноны, заложенные Людвигом Мис ван дер Роэ в стеклянном доме доктора Фарнсворт в Плано, послужили первообразом для многих современных архитектурных творений по всему миру: от Финляндии до Аргентины. Дома современного стиля наследовали принципы единства с окружающей природой, минимальное невмешательство как формой, так и цветом.
На фотографии: Современная летняя вилла спроектированная архитекторами компании Харома и Парнеры OY в провинции Кустаавви, Западная Финляндия.