Консультации строителя онлайн.


Наиболее критичные ошибки в воспитании детей, приводящие к длительным психологическим проблемам

Основные ошибки родителей при воспитании детей

Как правильно воспитывать ребенка? С точки зрения психологии и психиатрии основная цель родительского (дошкольного и школьного) воспитания ребенка – это формирование гармоничной личности с адекватной самооценкой, рационально  оценивающей свои возможности, постоянно занимающейся саморазвитием, нацеленной на полную самореализацию, относящейся с уважением к себе и окружающим,  имеющей позитивные созидательные мотивы и цели в жизни, без элементов отклоняющегося поведения (асоциального, антисоциального, аморального,  агрессивного, криминального), умеющей хорошо адаптироваться к изменяющимся условиям внешней среды.

Ошибки воспитания детей

Человек не рождается готовой личностью. Имея определенную наследственность, которая определяет лишь предрасположенности к развитию тех или иных черт характера, психического и интеллектуального развития,  личность формируется в процессе взаимодействия ребенка в  семье, с друзьями, в воспитательных и образовательных учреждениях. Пестрая мозаика вариантов развития таких отношений с индивидуумами на жизненном пути и формирует уникальную картину каждой личности.

Важнейшую роль в формировании личности играют родители. Если отбросить в строну все психологические и воспитательные теории и попытаться сформулировать суть воспитательного процесса, то, пожалуй,  останется лишь одна основная воспитательная функция, которая действительно работает лучше всего: родители служат примером для своих детей.  Чтобы родители не говорили ребенку, основное воздействие на формирование его личности, включая формирование подсознательных установок, оказывают поведение, отношения и действия родителей, а не воспитательные и назидательные слова. Чтобы бы вы не говорили ребенку, он воспримет лишь то, как вы действуете, как вы чувствуете и как вы думаете,  а не то, что говорите ему или требуете от него.  Иначе говоря, чтобы воспитать хорошего человека, прежде всего такими людьми  нужно быть или стать самим родителям.

Критические ошибки воспитания

К сожалению, среди реальных людей и реальных родителей мало людей идеальных. Все люди имеют свои недостатки, проблемы, комплексы и, к сожалению, неверные или даже вредные убеждения, привычки и черты характера.  Все негативные черты находят свое отражение в формирующейся личности ребенка. Однако есть целый ряд стилей и элементов воспитания, которые наносят непоправимый вред для личности ребенка, формируя заострение отдельных неблагоприятных черт его характера и, даже, могут служить предрасполагающим фактором к развитию заболеваний, как телесных, так и душевных.

Оценка практикуемого стиля воспитания и его коррекция очень важны не только для будущего здоровья и психического и социального благополучия ребенка, но и для благополучия родителей здесь и сейчас.

В самом общем плане родительские стили воспитания можно разделить на основании отношения к степени контроля поведения ребенка и степени искренней душевной вовлеченности в его жизнь, проблемы и интересы.

Авторитетный стиль воспитания - характеризуются ориентированным на ребенка подходом, в котором наравне с соблюдением установленных родителями разумных правил и наставлений существует открытый диалог и обсуждение этих правил и отношений между родителями и ребенком. Этот стиль отношений характеризуется оптимальным сочетанием контроля поведения ребенка и искренней вовлеченностью родителей в его жизнь и интересы. Такой стиль характеризуется как поддерживающий, позитивный, развивающий, демократичный, стимулирующий, направляющий.

Каким будет ребенок у авторитетных родителей?

У родителей, практикующих авторитетный стиль воспитания, вырастают дети  с позитивным восприятием мира и высокой самооценкой, с хорошей регуляцией поведения и эмоционального состояния, с высокой стрессоустойчивостью и адаптивностью, с хорошими навыками общения, имеющие хороших друзей, социально ответственные, сопереживающие и поддерживающие. Такие дети редко имеют психологические и психические отклонения,  редко страдают психосоматическими заболеваниями (бронхиальная астма, нейродермит, гипертоническая болезнь, язвенная болезнь и т.п.),   показывают отличные академические успехи в учебе, многого достигают в жизни, формируют крепкие семьи и хорошо заботятся о своих детях.

Авторитарный стиль воспитания – отличается высоким уровнем контроля поведения ребенка и требованиям безусловного подчинения родительским правилам и указаниям без возможности открытого диалога между родителями и ребенком. Этот стиль воспитания  предусматривает четкое разделение статуса родителя и ребенка, безосновательно жесткие требования, наличие системы наказаний (вплоть до физических). Это отношения не друзей и партнеров,  а отношения начальника и подчиненного: «Делай так, потому что я так  сказала!»

Каким будет ребенок у авторитарных родителей?

У родителей с авторитарным стилем воспитания вырастают неуверенные в себе дети с заниженной самооценкой. Чрезмерные и необоснованные наказания приводят к формированию параноидальных черт личности:  подозрительности, неумению забывать и прощать обиды, повышенной чувствительности  к обиде, несправедливости, агрессии и враждебности, постоянному ожиданию подвохов или агрессии. Такие дети будут иметь поверхностные отношения с другими людьми во избежание глубоких и серьезных привязанностей, им будет трудно иметь настоящих преданных друзей.  В браке их ожидают многие из-за недоверия, неспособности к глубокой эмоциональной привязанности, негативной жизненной ориентации. Таким детям будет трудно достичь высоких успехов в учебе и работе из-за проблем с концентрацией на одном виде деятельности, плохой усидчивости. Возможно, у них проявится склонность к употреблению алкоголя, наркотических веществ, экстремальным видам занятий, а также жестокость по отношению к людям и животным.  

Попустительский стиль воспитания  - характеризуется теплым душевным отношением к ребенку и высокой вовлеченностью в его интересы при низком контроле его поведения и низких требованиях к нему. Для таких родителей ребенок является сверхценностью, которому практически все позволяется. Родительская роль в таких отношениях размыта. Родители отличаются мягкостью и попустительством, всепрощением, стремятся баловать ребенка и исполнять все его требования, отчего ребенок быстро становится капризным.

Каким будет ребенок у попустительских родителей?

Хотя ребенок у родителей с попустительским стилем воспитания будет иметь высокую самооценку и уверенность в себе, его поведение будет отличаться импульсивностью и плохим самоконтролем, он может не стараться соблюдать моральные, социальные и юридические нормы, будет отличаться эгоизмом и низкой степенью ответственности. С большой степенью вероятности у такого ребенка будут значительные колебания эмоционального фона – от подъемов настроения и безудержной веселости до депрессивных эпизодов. Ему будет трудно создавать прочные дружеские  и брачные связи. Он не будет заинтересован в значительных достижениях, как в учебе, так и в профессиональной деятельности.

Безразличный стиль воспитания – характерен для родителей с нежелательным ребенком. Такие родители отличаются безразличным, холодным или враждебным отношением к ребенку. Они не требовательны, не контролируют, не ограничивают, но и не поддерживают детей, не участвуют в их жизни, считая своим долгом лишь обеспечение физиологических и материальных потребностей ребенка. В таких семьях часто возникают конфликты, напряженная эмоциональная обстановка.

Каким вырастет ребенок у безразличных родителей?

Ребенок у таких родителей будет иметь низкую самооценку, будет ненавидеть себя и других, будет отличаться эмоциональной холодностью и нечувствительностью к чужим проблемам. Такие дети будут избегать серьезных и глубоких чувств и отношений, и сами будут неспособны на такие чувства, что приведет к проблемам в будущих семейных и дружеских отношениях. Они будут манипулировать людьми, и использовать их, а не общаться с ними на равных. Они будут с недоверием относиться к людям и окружающему миру. Их интересы будут лежать вне сферы учебы, образования и самосовершенствования. Такие дети будут плохо подчиняться установленным требованиям, не будут соблюдать  моральные, этические и правовые нормы. Для таких детей будут характерны ребячество и непослушание, постоянный поиск развлечений и компенсаций за свои моральные страдания от нечувствительности родителей. Наибольшее количество психических нарушений проистекает из безразлично-холодного отношения родителей к детям.

Становясь взрослыми, такие дети имеют максимальные риски развития отклоняющегося поведения, употребления алкоголя и наркотиков, проявления агрессии и жестокости, криминального поведения. Выявлением таких последствий дефектов воспитания я занимаюсь в процессе профессионально-психологического отбора

Андрей Демкин
врач-психофизиолог, клинический психолог