Консультации строителя онлайн.


Японский сад в Монте-Карло, Монако

Японский сад в Монако.

Во время прогулок по скроенному из камня, бетона, стали и стекла княжества Монако можно неожиданно натолкнуться на тихий зеленый оазис на берегу Средиземного моря. Это классический японский сад, расположившийся на семи гектарах поверхности над огромным подземным паркингом для туристических автобусов. Удивительно, что в центре наиболее урбанизированного на всем Лазурном берегу княжества-города смог появиться традиционный японский сад со всеми необходимыми элементами: холмами, скалами, водопадом, озером, пляжем и ручьем, чайным домиком и чайным садиком и садом камней. Японский сад в Монако является подлинным произведением садово-паркового искусства, созданный с соблюдением строжайших принципов философии дзен буддизма. Японский сад в Монако был разработан по заказу Принца Ренье III ландшафтным архитектором Ясуо Беппу, победителем выставки цветов 1990-го года в Осаке. Беппу удалось создать настоящий шедевр, предназначенный для сохранения памяти о супруге Ренье III - принцессе Монако Грейс (Грейс Келли), погибшей в автокатастрофе 13 сентября 1982 года, произошедшей из-за случившегося у нее инсульта в то время, когда она вела свой автомобиль.

25 ноября 1992 года синтоистский священник из Дадзайфу храма в Фукуоке, освятил выбранное для устройства японского сада место на берегу Средиземного моря и благословил его создание. Работа над созданием японского сада в Монако заняла 17 месяцев, и он был открыт для публики в 1994 году.

На фотографии в заголовке: Японский сад на кровле подземной парковки в Монте Карло, Монако. © 2015 Текст, фотографии - Андрей Дачник.

японский сад в монако
Японский сад в Монте-Карло располагается на авеню Принцессы Грейс, идущему вдоль побережья на городском подоле. Еще при жизни Принцесса Монако Грейс выражала желание разбить в княжестве настоящий японский сад. Её желание стало воплощаться спустя десятилетие после ее ухода. Созданный в Монако японский сад представляет собой стилизованную копию японского прибрежного ландшафта и включает в себя все его элементы: горы, холмы, водопады, озеро, ручей и галечный пляж. Все элементы расположены с соблюдением традиций философии дзен и при этом выглядят совершенно естественным, натуральным образом.
ворота в японский сад
Главные ворота в японский сад построены в непосредственной близости от Гримальди Форума. Внушительные размеры главных ворот символизируют уважение к гостю. Каменный фонарь у входа в стиле Торо Юноки выполнен в виде цветка лотоса.
план японского сада в монако
Сады-храмы в Японии возникли впервые еще в первом веке до нашей эры под влиянием китайской культуры. В те времена император Китая Ву Ди из династии Хань создал сад, в котором было три небольших острова в озере, в подражание островов бессмертных на которых обитали основные даосские божества. Посланник Японии увидел этот сад и привез идею в Японию. Развитие культуры японских садов началось уже в VI веке нашей эры. Восприятие природы в японской культуре совершенно отличается от европейского: японцы почитают природу как Храм Божий, союзника в обретении хлеба насущного и идеала внутренней духовной красоты. Никому в Японии не придет в голову "господствовать" над природой, "царствовать" над ней и порабощать ее. Именно поэтому японские сады представляют воссоздание естественной природной красоты в миниатюре, а не "улучшение" или "коррекцию" природы в европейских садах. Весь мир природы можно увидеть и в японском саду Монако, неспешно обходя озеро Ик.
японская беседка для ожидания чайной церемонии
На озере Ик в центре японского сада в японских традициях XII века построена крытая терраса Kyukeijoi, наличие которой обусловлено заимствованием китайских садовых традиций, когда весь сад раскрывался гостю из одной точки. В японском саду Монако удалось совместить красоту статичного китайского созерцания сада с типично японскими последовательно открывающимися пейзажными картинами при движении по дорожкам. Сад в Монако действительно позволяет посетителям насладиться каждой гранью японского пейзажа. Каждый элемент в этом саду представлен в мельчайших деталях, чтобы направить духовный взор посетителя к внутреннему миру, как окружающего ландшафта, так и его собственной души.
японский сад - красный мостик Такобаши
В озере Ик расположены острова Шима с одной и двумя соснами - остров Черепахи и остров Журавля. Одинокая сосна символизирует журавля на гнезде, который высиживает яйца для процветания рода. Вечнозеленая сосна является символом удачи и долголетия. На остров Черепахи ведет красный узкий горбатый мостик Такобаши. Красный цвет символизирует радость и счастье, а узость мостика намекает на трудность достижение священных островов. В большинство времени вход на мостик закрыт для посетителей (в прямом и переносном смысле).Подробнее об островах.
японский каменный фонарь и галечный пляж на озере Ик
На берегу озера Ик находится галечный пляж с каменным фонарем Торо типа Якими ("корзина света" или "башня света") — традиционный японский светильник на четырех ножках, сделанный из камня, дерева или металла. Как и многие другие элементы традиционной японской архитектуры, он имеет китайское происхождение. В Японии торо обычно использовались возле буддистских храмов, где они устанавливались в линию и освещали дорожки В течение периода Хэйан (794—1185) они стали использоваться возле синтоистских святилищ и храмов, а также в частных домах. Название фонаря может означать "кажущийся покрытым снегом". Для полного подобия в него может вставляться матовое стекло.
японский сад камней
В озере Ик живет 18 видов карпов Кои: Орпнжевый Огонь, Хикари, Ги Бекко, Чагои и другие... Карп в Японии - это символ мужского рода, силы, плодородия и удачи. Когда в японском доме рождается мальчик, перед домом вывешивают флаги с изображением карпа кои. В Китае карп кои - это символ целеустремленности, ведь карпу кои в китайской мифологии предстоит подняться вверх по Желтой реке к Драконьим вратам, где сам карп превратиться в дракона.
интерьер японского чайного дома
Зигзаги классического японского деревянного мостика Хаси служит для обмана злых духов и энергий, которые не смогут пробежаться на мосту: зло неизбежно свалится и канет в воде.
Японское садовое искусство наполнено символическими принципами:
Коко - почитание бесконечности времен;
Шидзен - избегание все искусственного и нарочитого;
Югэн или тьма - воплощение тонких духовных материй;
Мигакуре - избегание прямолинейности в проявлениях.

японская черепица
В озере среди камней, символизирующих определенных духов и животных (карп, журавль, черепаха), людей (Учитель и Ученик) находится каменный фонарь в стиле Икэкоми Доро. Коробка для света этого каменного фонаря квадратная и имеет два квадратных окошка и два окошка из встречных треугольников. Камень на крышке фонаря символизирует вечный огонь, горящий в честь Бога.
японкий чайный павильон
Каменный фонарь - пагода высотой в 13 этажей.
японский садовый дом
Водопад Таки в японском саду символизирует силы Природы и Человека контрастирующих между собой в различных плоскостях (вертикаль и горизонталь). Водопад подчеркивает живительную прохладу Божественной горы, где в пещерах обитают духи.
японский домик
Чайный сад - сад перед домиком для чайной церемонии по-японски называют Родзи. В этом слове присутствует иероглиф «дорога», т. к. саду первоначально придавалось значение дороги (росистого пути), ведущей к чайному павильону. При этом Родзи должен состоять из двух садов с различными по характеру пейзажами, называемых «внутренним Родзи», расположенным перед павильоном, и «внешним Родзи», разбиваемым перед воротами, ведущими во внутренний родзи.
японский домик
Пред воротами во внутренний сад Родзи расположен каменный фонарь с крышей в виде цветка лотоса и камнем в виде огня. Этот тип японских каменных фонарей называется Торо Рикю. Такие фонари ставятся в память о Сэн-но Рикю (1522 — 1591), который создал протокол для каждого шага традиционной чайной церемонии и описал принципы и нормы эстетики «ваби». Разделение на три главных дома японской чайной традиции — Омотэсэнкэ, Урасэнкэ, Мусякодзисэнкэ произошло во времена внуков и правнуков Сэн-но Рикю. Родоначальником же чайной церемонии считается Мурата Сюко, или Дзюко (1422-1502).
японский сад
Ворота Ча-мон внутреннего сада чайной церемонии Родзи открывают путь Летящих камней - Нобэдан, по которому нужно идти маленькими шажками к пяти камням воды Цукубаи (введенными в чайную церемонию Сен-но Рикю), где следует омыть водой рот и руки, чтобы очистить ум и тело перед входом в чайный домик. Слева от ворот во внутренний Родзи находится камень с древней окаменелостью.
японский пруд и мостик
Хижина-соан для чайной церемонии освящена в честь принцессы Монако Грейс.
японский сад для чайной церемонии
Внутри домика для чайной церемонии в чайной комнате Тясицу уложены 4 и 1/2 татами. Стандартный размер комнаты для чаепития составляет восемь квадратных метров. Хотя количество участников чайной церемонии и их размещение на татами строго регламентировано, по преданию в такой чайной комнате однажды поместились 84 000 тысячи учеников Будды.
японский сад в ботаническом саду
Большой "лекарственный" камень перед входом в чайный павильон.
камни в японском саду
Проходя через низкий маленький вход - лаз Нидзиригути, гости должны испытывать смирение, чтобы пребывать во время чайной церемонии в гармонии с миром, окружением, хозяином и другими гостями.
японский чайный сад
Фонтанчик Сика Одоси или "оленье пугало" служило для отпугивания диких зверей от сельскохозяйственных угодий. Вода наполняет ячейку бамбукового коромысла, и он опускается вниз. Вода выливается, и противоположный конец бамбука ударяет по камню, производя громкий звук. Японский каменный фонарь служит не толкьо жяд освещения, но и является обителью для духов.
рододендроны в японском саду
Бельведер Азумайаи - строение на холме, дающее обзор на все четыре стороны. На крыше Бельведера находится круглый камень Хойю, символизирующий вечный огонь, горящий в честь Господа, исполняющего желания. В Бельведере гости ожидают приглашения на чайную церемонию.
японский садик
Бамбуковая изгородь Такгаки обозначает границу, но не препятствует обзору. Она символизирует легкость и условность границ между мирами.
японский домик для чайной церемонии
Фонтанный камень Фусен-Иши служит источником для потока, текущего в сторону озера Ик, даруя процветание княжеству Монако.
японский сад
Японский сад камней Karesansui или "сухой пейзаж" представляет собой миниатюрный стилизованный ландшафт из тщательно подобранных горных пород, мха, деревьев и кустарников и, конечно, гравия или песка в виде застывших морских волн. Сад камней, как правило, относительно небольшой по размеру и окружен небольшой стеной. Классический сад камней предназначен для созерцания всего с одной точки - с крыльца Ходзё в резиденции старшего монаха или священника.
бамбуковые ворота японского сада
Камни для японского сада в Монте-Карло были привезены с севера Корсики с мыса Кап Корс. Камни представляют собой острова, поднимающиеся среди морских волн, а весь застывший пейзаж символизируют тишину и покой Космоса. Классические сады камней были впервые созданы в храмах дзен-буддизма в Киото во время правления Сёгуната Муромати. Сады камней были предназначены для символического отражения интимной сущности природы, отражения величия космического покоя, и служили в качестве средства для медитации об истинном смысле жизни.
бамбуковые ворота японского сада
Яркие, почти флуоресцентные, цветы Креп Миртл (Лагерстрёмия индиийская или индийская сирень) придают японскому саду в Монако праздничный вид. В саду имеются оливковые деревья, японская вишня сакура, азалии, рододендроны и камелии, привезенные из различных уголков Средиземноморья, Южной Америки, Австралии, Африки и Азии.
Андрей Дачник в японском саду Монако
Автор статьи Андрей Дачник на фоне Фонтанного камня в японском саду Монако.