Консультации строителя онлайн.


Фотографии русских деревянных церквей

Все фотографии защищены авторским правом. Любое воспроизведение фотографий без письменного разрешения автора запрещено. Приобрести лицензию на воспроизведение фото, заказать полноразмерное фото, фотографию в RAW формате можно у Андрея Дачника или на Shutterstock.
© 2014 Андрей Дачник

Крещение Руси стало серьезным толчком для развития русской церковной архитектуры. Креститель Руси св. равноапостольный князь Владимир Креститель «нача ставить по градам церкви» распространяя христианство. Греческие священники, проповедовавшие православие на Руси еще со времен бабушки князя (кагана) Владимира св. Ольги, пытались принести с собой и архитектурные традиции каменного строительства из Византии. Однако большинство строящихся православных храмов все-таки рубилось из дерева, так как каменное строение на Руси встречалось редко из-за дороговизны и сложности в постройке. Наиболее значимые каменные сооружения строились иноземными зодчими (греками, а в средние века - венецианцами). О редких же в тех времена каменных храмах летописи упоминают как об очень значительных событиях. Русские же мастера прекрасно умели работать с деревом. Новые деревянные церкви ставились на местах важнейших языческих святынь: на капищах, в святых рощах, поверх сакральных камней. В послениях храмы ставились на "красных" местах - самых красивых, чаще всего на возвышениях и открытых местах.

Малая пластичность дерева как строительного материала и большое влияние на Русь культуры викингов привели к формированию русского церковного деревянного стиля, который во многом схож со стилем норвежской церковной архитектуры (крещение Норвегии Олавом Харальдссоном состоялось в 1024 году), отдельные образцы которой почти тысячелетнего возраста сохранились до сих пор. Однако нарастающие с веками строгость требований греческой православной веры заставили русских мастеров искать собственные пути развития деревянной церковной архитектуры, чтобы приблизить компоновку и внешний облик деревянных храмов к первообразу византийских церквей. Византийская архитектура представляет из себя сочетание и переработку архитектуры сирийской, малоазийской (с ее провинцией Анатолией) и, отчасти, александрийской на старой греко-римской основе. После раскола православной веры под воздействием церковной реформы (1650-е — 1660-е) патриарха Никона и царя Алексея Михайловича строительство деревянных храмов без куполов, схожих с византийскими, было запрещено. Но, как водится на Руси, строгость законов компенсируется необязательностью их исполнения. Именно поэтому мы до сих пор можем любоваться сохранившимися шедеврами северной деревянной церковной архитектуры послереформенной постройки. Но под давлением светских и церковных властей строители деревянных храмов на Руси были вынуждены искать оригинальные конструктивные решения для исполнения в дереве догматических символических требований Царства Небесного в архитектуре церквей из дерева, которые выражены в Откровении Иоанна Богослова (Апокалипсисе) в следующих определениях:
«...он имеет большую и высокую стену, имеет двенадцать ворот... с востока трое ворот, с севера трое ворот, с юга трое ворот, с запада трое ворот» (Откр. 21.12-13);
«...город расположен четвероугольником … длина и широта и высота его равны» (Откр. 21.16);
«...стена его построена из ясписа, а город был чистое золото, подобен чистому стеклу» (Откр. 21.18);
«...престол Бога и Агнца будет в нем, и рабы его будут служить Ему» (Откр. 22.3).
В земных образах храмов эти характеристики выражаются следующим образом: квадратная форма плана и кубическая форма объема; трехмастные членения с каждой стороны; центричность планировочной структуры, иерархия ее элементов с престолом посредине; драгоценное убранство (золото, камни), белизна.

Каждый храм является образным воплощением догматического учения Церкви, наглядным и осязаемым выражением всей полноты Церкви Христовой, где соединены в одно целое небо и земля, Церковь торжествующая и Церковь воинствующая, лики святых и прибегающие к их молитвенному предстательству живущие на земле члены Церкви. Храм изображает собою то святое и чистое состояние всего сущего, в котором земное и небесное пребывали до грехопадения человека, в котором теперь оно пребывает во Христе и в котором будут пребывать в вечности после второго славного пришествия Христова.

В результате стремления внести в строение деревянных церквей первообразы Царства Небесного, приемы византийского каменного строения, русская деревянная церковная архитектура, движимая талантами народных мастеров-рубщиков, с веками обрела свой неповторимый, известный ныне во всем мире архитектурный стиль. Каждый православный храм создается с помощью Божией людьми, творчество которых, основанное на личное аскетическом, молитвенном и профессиональном опыте, согласуется с духовной традицией и опытом Православной Церкви, а создаваемые образы и символы причастны небесному первообразу - Царству Божию.

деревянные церкви Руси
История храмоздательства отражает историю развития богослужения. Самый древний и простой тип деревянной церкви — клетский. Это комбинация соединенных вместе трех срубов или стоп (алтарь, храм и притвор) с двухскатной крышей, увенчанной одной главой. Ставился деревянный храм прямо на землю (на "пошву"). Древнейшие клети прирубы-алтари были прямоугольными, но со средних веков их стали выполнять в виде гранника о пяти стенах "по круглому" на "каменный вид" византийских алтарных полукружий, символизирующих Небо.
деревянные церкви
Климатические условия Руси в виде весенних половодий и зимних снежних заносов, наряду с исконным стремлением мистически ориентрованной русской православной души вверх к Небесам привнесли в деревянную церковную стремление вверх. Русские деревянные храмы стали расти ввысь, возносясь на высокие подклеты («горнюю клеть»). Главу на храм ставили на тонкий высокий барабан прямо на крышу.
На фотографии: Деревянная церковь иконы Божией Матери "Всех скорбящих Радость".
символизм православной церкви
Церковь - это место особого присутствия благодати Божией. В храме человек восстанавливает свой божественный образ через приобщение ко Христу. Христианской символикой наполнено все церковное богослужение, вся жизнь Церкви. Через символы приоткрывается верующим определенная, всегда живущая в Церкви духовная реальность.

Схематическая модель православного храма с символическим смыслом его элементов. Схема из СП 31-103-99. Здания, сооружения и комплексы православных храмов. Православную основу для строительтсва храмов можно почерпнуть в МДС 31-9.2003 Православные храмы. Хороший источник информации по строительству храмов: Салько A.M. Руководство к устройству каменнных и деревянных церквей. - Саратов, 1898.
церковные колокола
Древние русские церковные колокола представляли собой подвешенные листы металла или кованые дуги - било. Колокола известной ныне нам формы были привезены на Русь из Венеции. Первый русский колокол работы псковских мастеров Андреева и Григорьева появился в 1536 году.
колокол било
На снимке старинное било Псково-Печерского монастыря и современное било Елизаровского монастыря. Как звучит било можно посмотреть на видео ниже:
 
колокол било
Фотография С. М. Прокудина-Горского. Било в форме колокола петровского времени и доски с надписями о посещениях. [Петропавловская] часовня в дер. Петровская. 1909 год. Часовня находится у шлюза св.Петра на старом Мариинском канале (на старом соединительном канале между реками Вытегра и Ковжа).  Современное название деревни Петровское (село Петровский выселок) — Старое Петровское (Вытегра).
фото деревянная церковь
В Святых Писаниях храм уподобляется образу Бога. Тройственному характеру Бога Отца, Бога Сына и Святого Духа соответствует трехмастная структура православного храма. Трансформация форм деревянных церквей как "дома Бога", их уход от подобия земным деревянным избам символизирует неотмирность Бога и Церкви. В планировочном отношении алтарь являет образ Рая, духовного мира, нисходящего на землю к людям. Средняя часть храма является символом неба и земли, вселенной, обновленных примирением с духовным миром. Притвор является символом мира неоправданного, греховного.
На фотографии: Деревянная церковь Сретения Господня в деревне Самушкино Волховского района Ленинградской области.
деревянные церкви
Православный храм - место святое, посвященное Богу, удел Божий, место особого присутствия Бога на земле, Его благодати и всех святых небожителей; врата небесные, где открывается вечность и вмещается бесконечность; место богослужения, благоговейного предстояния, поклонения, прославления, молитвы и сближения с Богом через таинства Церкви. Храм - средоточие всего самого прекрасного на земле. Он благолепно украшается как место, достойное для совершения Божественной Евхаристии и всех таинств, в образ красоты и славы Божией, земного дома Божия, красоты и величия Его небесного Царства. Благолепие достигается средствами архитектурной композиции в синтезе со всеми видами церковного искусства и применением сколь возможно лучших материалов.
На фотографии:
Деревянные церкви музея Витославицы в Великом Новгороде.
деревянные церкви
Необходимость увеличения площади храмов привела к появлению деревянных церквей, рубленых восьмериком. Эта форма позволяет с двух противоположных сторон прирубать четверики притвора и алтаря (апсиды), а с двух других – прирубы (приделы), значительно увеличивая площадь храма. Прототипом таких церквей были многогранные дозорные башни – вежи. Логика перекрытия восьмистенных срубов привела к появлению шатра. Шатровые храмы имели то главное преимущество перед клетскими, что были обыкновенно очень большими по объему и имели значительную высоту. Шатры рубились, как и крыши клетских храмов, без системы стропил. Шатер состоял из продолжения сруба, но каждый следующий венец делался меньше предыдущего, совокупность венцов образовывала пирамидальную форму.
На фотографии: Деревянная церковь Рождества Богородицы из села Передки Боровического района.
старинная церковь
В храме помещаются изображения таких лиц, предметов, таких событий, которые Церковь воспоминает, призывает и празднует, как ежедневно, так еженедельно и каждогодно, или даже в известные часы каждого дня: лик Господа, Божией Матери, Тайная вечеря, благовещение о воплощении Сына Божия, образ Креста Животворящего, снятие со Креста и положение во гробе пречистого Тела Господа (антиминс); изображение событий дванадесяти праздников; лики Предтечи, апостолов, святителей, мучеников, преподобных и вообще святых, прославившихся добродетелями богоподобными, украсивших и утвердивших Церковь своими писаниями и своею жизнью, и нам оставивших прекрасный пример веры, упования и любви христианской, вообще величайших благодетелей человечества.
св. прп. Иоанн Кронштадский
деревянный алтарь церкви
Иконостасы в русских деревянных церквях предельно простые и в большинстве случаев состоят лишь из многочисленных икон, стоящих на тяблах. 
деревянная церковь кижи
Самыми простыми по типу постройками и самыми первыми были храмы, походившие на простые избы и отличавшиеся от них только крестом или маленькой главкой. Последняя появилась вследствие попытки во всем подражать каменным византийским храмам.
сруб церкви
Православный храм по внешнему виду имеет форму корабля, или креста, или круга. Вид корабля говорит о том, что Церковь спасает нас среди соблазнов мира, как некогда Ной посредством ковчега спасся от потопа, и только при помощи этого корабля мы можем достигнуть тихой пристани Царства небесного. Форма круга говорит о вечности Церкви, как Царства Христова, а крестовидная форма указывает на орудие нашего спасения Крест Христов. Над зданием храма возвышается купол, символизирующий небо, а увенчивающая его глава с крестом означает главу Церкви Господа Иисуса. Три главы ставятся в честь Св. Троицы, а пять глав на больших храма - в честь Господа и четырех евангелистов.
Священник А. Ястребов
На фотографии: Никольская деревянная церковь Николо-Беседного монастыря в Тихвине.
бревенчатая церковь
Алтарь (возвышенный жертвенник) - это восточная и главная часть храма, в которой находятся престол для совершения бескровной жертвы и жертвенник для приготовления Святых Даров. Он знаменует собой небо, или невидимый мир святых ангелов. Алтарь является местом особого присутствия Божия, уподобляется раю, поэтому врата, ведущие в алтарь, именуются царскими, или, в некоторых источниках, райскими. От алтаря средняя часть в православных храмах отделяется перегородкою, которая знаменует раздельность духовного и чувственного мира, царства славы и царства благодати.
деревянная церковь
В образец для построения православного храма взято ветхозаконное Иерусалимское святилище. К этому руководствовало самое Священное Писание Нового Завета, которое обыкновенно различные тайны христианского благочестия изображает и сравнивает с обрядами иудейскими, по причине содержащейся в обоих Заветах единой благодати (Деян. 15. 11), потому и храмы начали сооружать по подобию иудейскаго святилища, тем более что и святилище, и алтарь, и самое очистилище были преобразованием храмов и трапезы Нового Завета.
На фотографии: Церковь Николая Чудотворца 1999 года постройки в селе Яровщина на подворье Введено-Оятского монастыря.
внутри деревянной церкви
Икона - это не живопись духовного мира и не отвлеченный знак, а обобщенный в художественную идиому мистический опыт всей Церкви. Библия и икона - путь к богообщению. Икона и храмовая живопись - это аналог Библии в визуальном плане.
русская деревянная церковь
Несомненно, символика чисел имеет особое значение для архитектуры, и в том числе и для церковного зодчества. Деревянные храмы с пятиглавием чаще всего построены подобными каменным. В современной трактовке принято считать пять глав церкви символическим обозначением Христа и четырех Евангелистов. Также число 5 связано с женскими божествами:  имя Богоматери — Мария, состоит из пяти букв. Издревле почитаемая на Руси св. Параскева именуется Пятницей.
На фотографии: Церковь Покрова Пресвятой Богородицы в селе Боровик, Псковская область.
деревянные церкви
Деревянная церковь Боголюбской иконы Божией Матери в селе Люговичи Лойденопольского района Ленинградской области построена по старым дониконовским канонам.
русская деревянная церковь
Древнерусский храм завершается главой «луковичной» формы. Если плоский византийский купол над храмом напоминает небесный свод над землей, а готический шпиль католических храмов выражает стремление ввысь, к небесам, то русская луковичная глава напоминает огненный язык, символизируя идею молитвенного горения, необходимого каждому христианину для единения с Богом.
На фотографии: Деревянная церковь св. Василия Великого в селе Имоченицы Лодейнопольского района Ленинградской области. Храм построен художниками Грецкими.
алтарь церкви
Алтарь в храме означает духовную, божественную сторону во вселенной, а средняя его часть — чувственный мир, причем обе входят во взаимодействие, в котором первая просвещает и руководит второй. При таком их отношении восстанавливается нарушенный грехом порядок вселенной. Различные зоны средней части храма также получают толкование Святых Отцов. Так, верхняя зона означает видимое небо, причем светильники изображают звезды, паникадила - круги планет. Нижняя зона означает землю. Иконостас, отделяющий алтарь от средней части храма, выражает мысль о самой тесной и неразрывной связи, существующей между миром чувственным и духовным посредством молитвенной помощи изображенных там на иконах небожителей, в том числе достигших еще на земле состояния святости, то есть обожения, к которому иные только стремятся.
окно церкви
Ставни деревянной церкви св. Василия Великого. В старину ставни были одностворчатыми.
деревянные церкви
Желание придать деревянным церквям «каменный вид» привело к тому, их стали обшивать тесом и окрашивать. Крыши, главы и купола покрывались железом. Издалека такой храм мог ничем не отличаться от каменного. Стремление приблизить деревянное сооружение к каменному заставляло вносить в его внутреннее убранство значительные изменения. Часто внутренние стены вытесывали и штукатурили, прорубались дополнительные окна. По штукатурке рисовали подобие камня (мрамора) или оклеивали стены бумагой.
На фотографии: Деревянная церковь Михаила Архангела в селе Алеховщина 1730 года постройки.
бревенчатая церковь
Деревянная церковь Троицы Живоначальной из Реконьской пустыни Любытинского района 1672 - 1676 годов постройки.
старинная деревянная церковь
Деревянная церковь св. Дмитрия Солунского 1731 года постройки в Старой Ладоге.
деревянная церковь
Деревянная церковь на месте рождения св. преподобного Александра Свирского в селе (ныне - урочище)Мандеры на реке Оять является примером храма с многоуровневыми ступенчатыми «клинчатыми» крышами.
старинные деревянные церкви
Деревянная церковь Николая Чудотворца из деревни Высокий Остров Окуловского района 1750-1800 гг.
большая деревянная церковь
Восьмериковую церковь с четырьмя прирубами в старину называли «круглая о двадцати стенах». Большинство построек, появившихся в конце XVII в. и на протяжении XVIII веков сформировалось на основе клетских и шатровых храмов. Отличием их, как правило, было сочетание различных приемов и форм. К самым сложным, вобравшим в себя все предшествующие формы, относятся многоярусные храмы, которые начали рубить с конца XVII века.
На фотографии: Деревянная церковь Покрова Пресвятой Богородицы в Невском лесопарке, Санкт Петербург.
монастырская церковь
Деревянная церковь иконы Божией Матери "Взыскание погибших" в Благовещения Пресвятой Богородицы Никандровой пустыне постройки 2002-2005 гг. постройки.
строительство деревянной церкви
Создание каждого православного храма - процесс сотворчества человека Богу. В церковном строительстве соединяются молитва, деятельные усилия людей и промыслительное действие воли Божией и благодати Божией. Создание каждого храма начинается с благословения Божия и с молитвы. Молитва создает и удобряет почву для будущего дома молитвы – храма. В древности все этапы строительства и материалы освящались святой водой с молебнов.
На фотографии: строительство деревянной церкви во имя св. праведного Иоанна Кронштадского в Заручье, Сланцевский район Ленинградская область.
деревянная церковь сяберо
Деревянная церковь Спаса Нерукотворного образа в селе Сяберо Лужского района Ленинградской области 1850-53 гг. постройки.
монах в церкви
Алтарь, как в храмах древнехристианских, так и русских, отделялся от средней части храма особою преградою, на месте которой теперь находится иконостас. Иконостас в том виде, в каком он является теперь в наших храмах, не был известен в древности: о нем не упоминают ни греческие историки, ни литургисты. Иконостасы образовались постепенно; в XVXVI вв. они были уже известны в России. В древнейшие же времена на месте иконостаса находилась лишь низкая алтарная преграда в виде решетки или колоннады с карнизом, одним рядом икон над ним и с дверями и завесою посредине.
старинная деревянная церковь
Деревянная церковь Николая Чудотворца 1689 года в селе Гаврилова Гора Стругокрасненского района Псковской области.
новая деревянная церковь
Деревянная церковь Вознесения Господня 2005 года постройки в селе Ляды Плюсского района Псковской области.
старинная церковь
Деревянная церковь Иоанна Кронштадтского 1995 года постройки в селе Подборовье Тихвинского района Ленинградской области.
внутри церкви
В настоящее время алтарь может состоять из четырех и более ярусов: в первом, нижнем, помещаются – по правую сторону царских врат – икона Спасителя и икона храмового святого; на левой – икона Богоматери; на царских вратах – Благовещение, а на северной и южной дверях – ангелы, диаконы или святители. Во втором ярусе – над царскими вратами – Тайная вечеря, а по обеим сторонам ее – иконы двунадесятых праздников; в третьем ярусе – Деисис посредине, а по сторонам его апостолы; в четвертом ярусе – Богоматерь с пророками по сторонам. Венец иконостаса составляет Святой Крест.
церковь на камне
По заложении основания (фундамента) для храма совершается «Чин на основание храма», что именуется обычно «закладкой церкви». При этом бывает и водружение креста. Основание церкви приготовляется следующим образом: если церковь каменная, то выкапываются рвы, приготовляются камни и известь и на одном четырехугольном камне изображается или высекается крест. Под крестом (по желанию епископа) приготовляется место для вложения святых мощей и полагается написание закладной надписи. Кроме того, приготовляется большой деревянный крест и выкапывается яма на месте будущего престола, куда он будет водружен.
монастырская церковь
Деревянная церковь Николая и Александры, царственных страстотерпцев в Никандровой пустыни.
строительство купола церкви
Для тех, кто собирается строить деревянную церковь или часовню мы приводим фотографии некоторых элементов куполов церкви.
шатровый купол церкви
Конструкция шатрового купола церкви со шпилем под крест.
четырехгранный купол церкви
Четырехгранный шатровый купол деревянной часовни.
шатровый купол церкви
Шатровый купол церкви с основанием креста.
церковыный крест
Церковный крест перед установкой на купол церкви.
заборшенная деревянная церковь
Очень многие старые русские деревянные церкви и часовни доживают свои последние годы.